Автовская ТЭЦ
Станция обеспечивает теплом и светом четыре района Санкт-Петербурга. Ее энергией пользуются полтора миллиона петербуржцев в Адмиралтейском, Московском, Кировском и Красносельском районах. ТЭЦ работает как для жилых кварталов, так и для различных предприятий: 36 лечебных, почти 200 детских и учебных заведений. Среди них центры культурного и промышленного назначения — Российская национальная библиотека, объекты метрополитена и РЖД. За период своей работы Автовская ТЭЦ увеличила объем энергопроизводства более чем в 12 раз.
История
Строительство Автовской ТЭЦ было начато в 1956 году, когда на юго-западе Ленинграда появлялось все больше жилых районов. Вместе с ростом числа ленинградцев в этой части города увеличивалась и тепловая нагрузка. Районы нуждались в мощном источнике энергии, который охватил бы все новостройки.
Первыми заработали тепловой котел ТП-17 и турбоагрегат. Они были запущены 23 декабря 1956 года, и с тех пор станция нарастила свой энергопотенциал более чем в 12 раз. Это обеспечило ей третье место в системе ПАО «ТГК-1» по тепловой мощности и пятое место — по установленной мощности.
Модернизация
Наращивание мощности станции невозможно без своевременной модернизации оборудования. Для современной Автовской ТЭЦ этот процесс начался в 2000 году. Первым был реконструирован турбоагрегат ТГ-3 (Т-22-90). С 2007 по 2015 года станция планомерно двигалась к увеличению энергопотенциала:
- 2007 год: пуск нового турбоагрегата ТГ-2 (ПТ-30-8,8). Его установленная электрическая мощность — 30 Мвт; тепловая мощность — 75 Гкал/час;
- 2013 год: капитальный ремонт турбоагрегата и котлоагрегата станции № 4;
- 2014 год: капитальный ремонт турбоагрегатов станции № 2 и № 6;
- 2015 год: капитальный ремонт турбоагрегата станции № 3.
Следующий ряд изменений начал происходить с Автовской ТЭЦ в 2017 году. В этот год были модернизированы несколько частей станции. Так, был проведен капитальный ремонт турбины, в первую очередь он коснулся реставрации ее проточной части и замены лопаток 15-й ступени ротора. Также был завершен капитальный ремонт котлоагрегата № 3. Другой котлоагрегат станции, № 6, был отремонтирован через год, в 2018 году.
В 2019 году реконструкция Автовской ТЭЦ стала приоритетным инвестиционным проектом «ТГК-1». Это первый из проектов, который был выбран для реализации в 2022–2024 годах. Проект по модернизации станции был выбран среди других конкурентов по своей технической и социальной актуальности.
Первый этап проекта — модернизация турбоагрегата № 7 — завершился в декабре 2021 года за 18 месяцев. Были установлены генератор, статор и деаэраторы, модернизированы системы охлаждения, внедрены технологии информационного моделирования. Детали обновленной турбины были изготовлены на Уральском турбинном заводе.
Новый генератор мощностью 130 МВт оснащен воздушной, а не водородной системой охлаждения и использует четыре газоохладителя вместо шести. Генератор прибыл железнодорожным транспортом из Сибири — с завода НПО «ЭЛСИБ».
Одновременно с генератором была заменена вся электросиловая часть — от блока нулевых вводов до секции шин 110 кВ, генераторного выключателя, блочного трансформатора и системы собственных нужд. Большинство узлов и деталей монтировались без промежуточного складирования. Так 125-тонный ротор статора филигранно перегрузили с железнодорожной платформы на автомобильный трал и доставили на станцию. В тот же день с помощью станционного крана статор занял свое место на фундаменте.
Масштабность строительства была характерна и для других этапов проекта. Для монтажа деаэраторов во временном торце корпуса было сделано технологическое окно, установлена перегрузочная площадка и смонтированы перекатные пути. Деаэраторные баки массой более 30 тонн поднимали автокраном на высоту более 20 метров, перемещали на специальных грузовых тележках и затем устанавливали в проектное положение.
Реконструкция Автовской ТЭЦ происходит с внедрением современных информационных технологий. Так, для проекта используются инструменты BIM (Building Information Model — информационная модель зданий), которые обеспечивают комплексный подход к проектированию и исключают пространственные коллизии. BIM позволила разработать и рассчитать эксплуатацию объекта в виртуальной реальности, сравнить результаты лазерного сканирования с проектными данными, а также согласовать компоновочные решения на основе аэрофотосъемки местности.