Энергетика в прозе. Большие тексты о большом деле
Тема энергетики в советскую эпоху находила отражение в живописи, в плакате и в некоторых других видах искусства. Исключением не стала и литература. Большие стройки Советского Союза воспевались как прозаиками, так и поэтами. А если не воспевались, то были фоном, на котором происходило действие того или иного литературного произведения. В этом материале мы расскажем об отражении энергетики в прозе.
Начать стоит с одного из первых произведений, действие которого разворачивается на фоне строительства ГЭС — «Гидроцентраль» Мариэтты Шагинян. Московская писательница армянского происхождения создала множество произведений в разных жанрах, она успешно печаталась, но по-настоящему известным автором ее сделал именно роман «Гидроцентраль». В этом тексте Шагинян описала в том числе свой опыт работы на Дзорагетской ГЭС. Осенью 1927 писательница отправилась на строительство гидроэлектростанции в Армению. Там она участвовала в земляных работах, укладывала шпалы, изучала чертежи и документацию, выступала как журналист и агитатор. Результатом этой деятельности и явился роман «Гидроцентраль», который увидел свет в 1930 году. Он стал одним из первых советских «производственных» романов. Текст запечатлел в мельчайших подробностях и деталях грандиозную картину строительства. А романтизм Мариэтты Шагинян проявился в уверенности в том, что возможна победа свободного коллективного труда. «Гидроцентраль» своего рода литературный памятник эпохе социалистического энтузиазма.Роман был восторженно встречен критикой и сделал Мариэтту Шагинян важным советским писателем.
Еще одно значимое произведение, рассказывающее читателю об энергетике, — пьеса Николая Погодина «Кремлевские куранты». Этот текст является центральным в трилогии о Ленине («Человек с ружьем», «Кремлевские куранты», «Третья патетическая»). Пьеса рассказывает о плане электрификации страны, действие происходит в первые годы правления Владимира Ленина, а ее главные герои, ругающие страну и недовольные тем, что главные часы России остановили ход, постепенно становятся важными элементами жизни общества. Герои находят любовь, работу, себя, можно сказать, осознают себя «винтиками» большого механизма Советского Союза, а в финале даже Кремлевские куранты начинают идти.
Пьеса была написана в 1939 года, а уже спустя год ее поставили в Ленинградском Большом драматическом театре. Затем текст подвергался множеству редакций — в эпоху правлений разных советских лидеров. Но несмотря на это, довольно долго имела огромный успех как сама пьеса, так и спектакли по ней.
Еще одна книга, о которую нельзя не упомянуть, вышла значительно позже — в 1971 году. Это роман Василия Аксенова «Любовь к электричеству: повесть о Леониде Красине». Захватывающий текст известного автора рассказывает не столько об эпохе электрификации, сколько об одном ярком представителе этой эпохи — сподвижнике Ленина, Леониде Красине. Захватывающей работа получилась именно потому, что она является биографичной, а жизнь у Красина была насыщенной. Инженер-электрик по образованию, всегда одетый по последней моде будущий член правительства Ленина был грабителем, добывал оружие для революционеров, изготавливал взрывчатку, а в последствии стал главой боевого отряда ЦК. Об этом герое (или антигерое) Аксенов пишет без симпатии и прикрас. А электричество предстает в романе скорее метафорой жизни яркой неординарной личности и революционной энергии Красина.