Копить энергию: за какими технологиями хранения электричества будущее?
Глобальный переход на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) сегодня невозможен без интеграции с технологиями накопления энергии в промышленных масштабах для нужд энергообеспечения. В первую очередь они решают одну из основных проблем зеленой энергетики — нестабильная выработка и потенциальный энергодефицит. Накопители позволяют аккумулировать энергию и выдавать ее в сеть в пиковые часы или по необходимости — например, когда в безветренные дни или пасмурную погоду источник генерации не может производить электричество. О перспективных направлениях и технологических трендах, которые сегодня есть на рынке, — в материале«Моей энергии».
Литий-ионные аккумуляторы
По мнению экспертов¸ литий-ионные аккумуляторы станут одним из трендов энергетики в 2022 году. Обширная область применения — от гаджетов и автомобилей до больших энергообъектов, а также низкая себестоимость производства почти не оставляет шансов конкурирующим проектам.
Прототипы химических источников тока на основе лития получили распространение в 80-е годы прошлого века. Физик Джон Гуденаф, предложивший использовать в батарейках кобальтат лития, в 2019 году был удостоен Нобелевской премии за свою разработку. Литиевые батарейки уже в конце XX века стали применяться в часах, калькуляторах, материнских платах компьютеров. В 2000-х годах с ростом производства электромобилей спрос на такие батареи резко подскочил. Тогда в аккумуляторах стали использовать железофосфат, который обеспечивает меньшую емкость, но может работать на более высоких токах и не выделяет кислород при высокой температуре.
По мере появления новых технологий в области накопления энергии, литий-ионные аккумуляторы не теряют своей популярности и не уступают новинкам по характеристикам. Тем не менее показатель стоимости хранения единицы энергии, отдаваемой накопителем в сеть с учетом всех затрат на протяжении всего срока службы для литий-ионных аккумуляторов оказался на 16% выше, чем у твердотельной аккумулирующей электростанции (ТАЭС), о которой речь пойдет ниже.
К другим минусам литий-ионных аккумуляторов стоит отнести высокую пожароопасность (для воспламенения достаточно небольшого повреждения оболочки и проникновения кислорода), высокую температурную чувствительность, саморазряд при неактивном состоянии, из-за которого зачастую невозможно хранить энергию годами. Еще одно слабое место технологии — неэкологичность, однако в последние годы проекты по переработке таких батарей набирают обороты.
Например, в марте 2019 года финский энергетический концерн Fortum объявил, что компания начинает оказывать услуги по глубокой переработке литий-ионных аккумуляторов в промышленных масштабах. Технология, применяемая на производстве в финском городе Харьявалта, позволяет восстановить для повторного использования более 80% содержащихся в литий-ионных аккумуляторах материалов, снижая тем самым потребности в добыче кобальта, никеля и других дефицитных металлов. Также в декабре 2020 года канадская Li-Cycle Corp. объявила о запуске перерабатывающего завода в Eastman Business Park в Рочестере, штат Нью-Йорк. А в феврале 2021 года Фольксваген открыл пилотный завод по глубокой переработке литий-ионных аккумуляторов в немецком Зальцгиттере.
Ведущие компании все больше заинтересованы в производстве литий-ионных аккумуляторов. Успешным вариантом использования усовершенствованных li-ion батарей стала их интеграция в гибридные энергетические системы, которые позволяют объединить преимущества разных способов аккумулирования энергии. Ярким примером такой интеграции являются аккумуляторные станции Tesla.
Экспериментальную станцию хранения энергии Hornsdale Power Reserve компания ввела в эксплуатацию в Австралии в 2017 году, построив ее всего за три месяца. Объем инвестиций составил около 5 млрд долларов. Станция работает на промышленных литий-ионных аккумуляторах Tesla Powerpack и инверторах, произведенных компанией Gigafactory, сохраняя выработанную ветряной электростанцией энергию. Гигантские аккумуляторы имеют совокупную мощность 100 МВт — этого достаточно для того, чтобы обеспечивать экологичным электричеством более 30 тысяч домашних хозяйств. За первые дни работы расходы на обслуживание единой сети региона снизились на 1 млн долларов, то есть на 90%.
Как это работает? Аккумуляторная батарея Tesla накапливает энергию, когда она подается в сеть региона в избытке, а когда возникает дефицит, отправляет ее обратно в сеть. Таким образом, потребность в газогенераторах полностью отпадает. Батарея оперативно реагирует на скачки в электросети, однако и у нее есть свои минусы. Станция включается всего на несколько минут, поэтому пока неизвестно, сколько циклов заряда выдержат ее батареи, прежде чем их необходимо будет заменить. Тем не менее в Австралии уже запланировано строительство подобных накопительных систем в Южной Австралии, на Северной территории, в Квинсленде и Новом Южном Уэльсе.
Будущее li-ion батарей видят не только в Tesla. В Нидерландах в 2020 году ввели в эксплуатацию гибридную систему накопления энергии на основе литий-ионных аккумуляторов производства швейцарской Leclanché и механических накопителей от голландской S4 Energy. Батареи мощностью 8,8 МВт и емкостью 7,12 МВт/ч работают вместе с шестью маховиками KINEXT общей мощностью 3 МВт, которые позволяют продлить жизнь аккумуляторов до 15 лет. В целом объект накапливает 1 ГВт энергии, ее использует местный системный оператор в целях стабилизации энергосистемы.
Солнечные электростанции и системы хранения нашли место и в инвестиционных планах французского нефтегазового гиганта TotalEnergies. Компания сообщила о запуске соответствующего проекта в Новой Каледонии в Тихом океане. Солнечной энергией будут обеспечены предприятия горнодобывающего и металлургического консорциума Prony Resources New Caledonia.
Не отстает от мировых трендов и Россия: ПАО «Россети» ввели в работу 31 накопитель на территории Белгородской, Владимирской, Курской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Кировской, Нижегородской областях, а также в Республике Удмуртия. Их цель — обеспечить автономное электроснабжение удаленных потребителей на отдельных участках распределительных линий. Инновационная система накопления электроэнергии реализована на базе современной литий-ионной аккумуляторной батареи емкостью от 40 до 82 кВт/ч, оснащенной полупроводниковым преобразователем мощностью от 10 до 60 кВт.
Гидроаккумулирующие станции
ГАЭС можно считать одним из самых старых систем хранения энергии — первые такие станции заработали около ста лет назад. Принцип работы ГАЭС напоминает ТАЭС, только вместо грузов применяется вода. В ночные часы, когда наблюдается спад потребления, станция работает в насосном режиме. Другими словами, электроэнергия расходуется на станции для перекачивания насосами воды из нижнего водоема в верхний бассейн, где она аккумулируется. В моменты пиковых нагрузок на систему вода из верхнего бассейна по специальному трубопроводу подводится к гидроагрегатам, работающим в турбинном режиме, как стандартная ГЭС. Так электричество поступает в сеть, а вода накапливается в нижнем бассейне.
Крупнейшая в мире ГАЭС мощностью 3,6 ГВт была введена в эксплуатацию в 2021 году в Китае. Емкость хранения энергии на ней составляет 6,612 млрд кВт/ч. Станция подключена к энергосистеме северного Китая с помощью системы передачи постоянного тока высокого напряжения (VSC-HVDC). Осенью 2021 года Национальное управление энергетики Китая опубликовало план строительства гидроаккумулирующих электростанций на период 2021-2035 годов. Согласно документу, к 2025 году установленная мощность введенных в эксплуатацию станций должна вырасти до 62 ГВт, а к 2030 году — еще вдвое.
В России первой станцией такого рода стала Загорская ГАЭС. Решение о ее строительстве было принято в 1974 году, а первые сооружения появились в 1980-м. Сегодня ГАЭС установленной мощностью 1 200 МВт считается одним из наиболее значимых энергообъектов объединенной энергосистемы Центра, которая оптимизирует работу крупных тепловых электростанций всего Московского региона. Кроме Загорской ГАЭС, в России действуют ГАЭС на Большом Ставропольском канале и Зеленчукская ГЭС-ГАЭС.
По мнению ряда экспертов, ГАЭС сегодня — наиболее эффективный и экологичный способ накопления мощности в промышленных масштабах. Вместе с тем к минусам ГАЭС причисляют высокую стоимость строительства, зависимость от централизованной энергосистемы на фоне мирового тренда постепенного ухода к автономным объектам малой генерации и ограниченность применения. Гидроаккумуляторы рентабельно строить рядом с водоемами, где перепад высот составляет сотни метров, то есть такой «накопительный» сценарий для ряда равнинных регионов априори невозможен или не будет экономически оправдан.
Таким образом, развитие ВИЭ невозможно без строительства современных систем хранения энергии, и уже сегодня эксперты отводят этому направлению одно из ключевых мест в новой энергетике. По прогнозам Navigant Research, объем мирового рынка накопителей электроэнергии составит 85 млрд долларов к 2027 году. Среднегодовые темпы роста этого сегмента рынка до 2030 года с учетом планов по декарбонизации экономики достигнут 23%, подсчитали в исследовательской компании Frost & Sullivan. По оценке АО «Роснано», потенциальный объем рынка систем накопления энергии непосредственно в России к 2030 году составит 10-15 ГВт.