367 вопросов к российским ГЭС об устойчивом развитии
Ассоциация «Гидроэнергетика России» разработала систему оценки соответствия гидроэнергетических объектов критериям устойчивого развития. Главным подводным камнем стало «приземление» критериев на российские реалии и максимальная детализация чек-листов. Есть предпосылки полагать, что, опираясь на опыт гидроэнергетиков, свои системы оценки разработают и другие ключевые отрасли российской экономики. Подробности — в материале «Энергии Северо-Запада».
Десять лет назад аббревиатура ESG звучала для российского уха как синоним чего-то чуждого, но модного. Сегодня концепции устойчивого развития уже приняты на самом высоком уровне, ученые и технологи по всей стране разрабатывают экологичные подходы к промышленному производству, а социальная ответственность бизнеса перестала считаться блажью крупных предприятий с участием иностранного капитала — теперь общество ждет ее от каждой компании.
Международные стандарты устойчивого развития включают три блока: экологичность бизнеса, качество корпоративного управления и социальную ответственность.
Соответствие трендам устойчивого развития стало трендом и для энергетики, в том числе и для гидроэлектростанций. Для них, казалось, уже был готовый ответ — у Международной ассоциации гидроэнергетики (МАГ) разработан собственный стандарт оценки. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что применять его на российских ГЭС проблематично. Различия в международном и национальном законодательстве, недостаточная детализация и формализация большого количества критериев — все это требовало доработки, а точнее, глубокой переработки системы оценки.
Насруллах Рамазанов, заместитель исполнительного директора Ассоциации «Гидроэнергетика России», раскрывает некоторые детали сложностей «приземления» критериев МАГ на российскую почву:
Дольше всего обсуждалось «Рациональное использование водных ресурсов». Дело в том, что у нас в стране, в соответствии с Водным кодексом, водохранилище является поверхностным водным объектом, находящимся в собственности РФ, и, следовательно, данные критерии не могли быть отнесены к зоне ответственности гидроэлектростанции. Немалое расхождение наблюдалось и по критериям, касающимся секторов «Безопасность инфраструктуры, предотвращение аварийных ситуаций и ликвидация рисков здоровья населения» и «Персонал и условия труда». Необходимо было рассмотреть вопрос о применимости критериев по иерархии управления гидроэнергетическими объектами: в чьей зоне ответственности данный фактор и кто принимает решения? И все это нужно было увязать документально и процедурно, чтобы обеспечить максимальную объективность оценки.
Ряд критериев, по версии МАГ, предполагалось оценивать ответом «да» или «нет» в формате «наилучший ли способ применяется, чтобы решить данную проблему?». При этом численных, четко формализованных критериев «наилучшести» способа не давалось — таким образом, по меткому выражению экспертов, в руках у оценщиков оказался градусник, но без нанесенной на него шкалы.
За «разработку шкалы» взялись компания Kept (бывшее российское отделение KPMG) и Ассоциация «Гидроэнергетика России». В работе участвовали ПАО «РусГидро», холдинг АО «ЕвроСибЭнерго», а на этапе апробации в работу включилось ПАО «ТГК-1». Результат — четкая, детализированная система оценки соответствия ГЭС концепции устойчивого развития, конкретизированный чек-лист и подробные методические рекомендации оценки.
В финальном опроснике — 367 критериев, которые разделены на 15 тем. К примеру, в блоке E (охрана окружающей среды) исследуются рациональное использование водных ресурсов, эрозия и седиментация, биоразнообразие, изменение климата, качество воздуха и т. д. К разделу S (социально-экономическая ответственность) относятся соблюдение прав работников, охрана труда, культурное наследие, риски для местного населения и т. д. А в блоке G (корпоративное управление) оцениваются финансовая устойчивость, система менеджмента и т. д.
Апробация системы оценки прошла в 2021 году: для этого ее использовали на шести разных по масштабу, организации и условиям эксплуатации ГЭС. «ТГК-1» участвовала в этой работе, предоставив для апробации системы каскад из двух ГЭС — Нижне-Туломской и Верхне-Туломской. Эксперты «ТГК-1» заполнили чек-листы и приняли участие в дебатах по вопросам применимости тех или иных критериев. В частности, каскадная архитектура этих двух ГЭС позволила разработать критерии оценки биоразнообразия в части миграции рыб (при участии специалистов Росрыболовства). Насруллах Рамазанов рассказывает:
«Апробация системы оценки на каскаде Туломских ГЭС выявила необходимость уточнения и разнесения ряда вопросов по разным критериям, связанным с промышленной безопасностью и безопасностью гидротехнических сооружений. Также проектная команда уточнила границы мониторинга видового состава, численности и физиологического состояния животных. Наибольшее количество вопросов при проведении интервью с профильными специалистами вызывали разделы опросников, касающиеся рационального использования водных ресурсов, изменения климата и энергоэффективности, а также рисков и дополнительных выгод для местного населения и коренных народов».
Результат апробации показал, что разработанная система и оценочные чек-листы подходят для того, чтобы качественно и подробно оценивать соответствие российских объектов гидроэнергетики критериям устойчивого развития. Теперь у отрасли есть четко откалиброванный инструмент, использование которого позволит каждому объекту гидроэнергетики «сверять» свои часы и подстраивать их в случае отставания.
Система оценки соответствия эксплуатируемых гидроэнергетических объектов критериям устойчивого развития, разработанная Ассоциацией «Гидроэнергетика России» совместно с Kept, стала победителем конкурса 2022 года на лучшие научно-исследовательские работы в области гидроэнергетики и лучшие инновационные практики в энергетике. Конкурс проводился в рамках XIV научно-технической конференции «Гидроэнергетика. Гидротехника. Новые разработки и технологии» — крупнейшего отраслевого мероприятия России для специалистов в области гидроэнергетики и гидротехнического строительства. Эта победа — результат коллективного труда обширной группы профильных специалистов ведущих гидроэнергетических компаний нашей страны, в том числе представителей ПАО «ТГК-1», ПАО «РусГидро» и ООО «ЕвроСибЭнерго-Гидрогенерация».
Андрей Кондрашов, директор дирекции по возобновляемой энергетике и новой генерации «ТГК-1»
Ассоциация «Гидроэнергетика России» поставила цель разработать удобную и понятную систему оценки эксплуатируемых гидроэнергетических объектов критериям в области устойчивого развития, учитывающей требования действующего законодательства РФ и лучшие международные практики.
Отраслевые эксперты совершили оценочные визиты на объекты ПАО «ТГК-1»: Нижне-Туломскую и Верхне-Туломскую ГЭС. В ходе проведения оценки объекты гидроэнергетики оценивались по ESG-критериям: с точки зрения влияния на окружающую среду, социально-экономической ответственности и эффективности корпоративного управления. Апробация чек-листов показала высокую применимость методики для оценки соответствия эксплуатируемых ГЭО критериям устойчивого развития по результатам интервью.
Поскольку в отечественной практике отсутствуют отраслевые механизмы оценки в области устойчивого развития, эта методика оценки может стать передовой практикой в стране, тем самым определяя тренды национального ESG-контекста.