7 способов пересадить мир на электрокары
Субсидии на покупку, льготная или бесплатная парковка, свободный проезд по платной трассе — как только государство и бизнес ни заманивают автолюбителей в мир электромобилей. Как в разных странах пересаживают на «зеленый» транспорт? Что из этого выходит? Разбирался корреспондент «Моей энергии».
Скидки на покупку
Главными факторами при покупке электрокаров или гибридов (авто с двигателем на обычном топливе и электродвигателе), которые движут покупателем, остаются экономичность и экологичность. Однако массовый переход тормозит стоимость таких авто. Поэтому правительства во многих станах субсидируют покупку. Любопытный факт: чем лучше живут граждане, тем меньше субсидия: считается, что благосостояние вполне позволяет им позволить себе такое приобретение. Например, в 2019 году бонус за покупку электромобилей получали в размере 11 тыс. евро клиенты из Хорватии, Румынии, Словении. В Германии, Австрии Британии и Финляндии власти возвращали только 2-4 тыс. евро.
Согласно «Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года», к концу 2024 года в планах произвести не менее 25 000 электрокаров внутри страны и построить 9400 тыс. зарядных станций, из которых не менее 2900 штук будут станциями быстрой зарядки. Достигать таких цифр планируют в том числе с помощью субсидий.
В частности, покупателям электромобилей собираются компенсировать 25% стоимости транспортного средства, но только в том случае, если оно произведено в России. Постепенно размер скидки будет уменьшаться. К 2026 году он сократится до 20%, а к 2030 году — до 10%. На эти субсидии из бюджета планируется выделить около 121 млрд рублей. Правда, со стоимостью есть нюанс: скидка в 25% будет рассчитываться не от розничной, а от так называемой индикативной стоимости электромобиля, которая определяется на основе статистических данных за определенный период времени, а также исходя из других параметров.
Льготные автокредиты
Еще одна «плюшка», которую государство предоставляет покупателям электрокаров — льготное автокредитование.
Пока вариантов для того, чтобы потратить эти бонусы, не так много. Под требования госпрограммы попадают отечественные электрокары Evolute, производство которых открылось пару недель назад в Липецкой области.
«К программе Минпромторга по льготному автокредитованию присоединяются автомобили Evolute, на которые, как в дальнейшем и на другие электромобили, произведенные в России, будет действовать повышенная скидка 35% от стоимости», — отметил на открытии липецкого завода глава Минпромторга Денис Мантуров.
Скидка на налог
Еще один способ — льготный или нулевой транспортный налог. Все просто: нет вредных выхлопов — нет ущерба для экологии. Освобождение от налога на автомобиль с электродвигателем действует в Германии в первые 5 лет после регистрации авто, частично освобождают от платы в Великобритании, Италии, Швеции, Чехии и ряде других европейских стран. Почти во всех остальных странах такой налог если не отменен, то заметно снижен. Так, в Болгарии и Румынии владельцы авто на электротяге не платят налог на имущество, а их «коллеги» в Швеции освобождены от коммерческого налога.
В России каждый регион принимает решение по транспортному налогу самостоятельно. В Москве и Петербурге, например, владельцы авто с электродвигателем уже освобождены от уплаты налога.
Бесплатные парковки + доступная зарядка
В России бесплатная уличная парковка для владельцев электромобилей действует в Москве. При этом в большинстве развитых стран у автомобилистов есть возможность бесплатно парковаться и там же заряжать авто. Однако для российских водителей электрокаров главной проблемой остается доступность зарядной инфраструктуры. Отечественным популяризаторам электромобилей стоит поучиться у жителей Поднебесной. Уже в 2021 в стране было установлено около 500 тысяч станций подзарядки EV — это примерно в пять раз больше, чем в США. Более того, система станций унифицирована, то есть любой электрокар вне зависимости от модели и характеристик можно зарядить на любой станции.
Без развития доступной сети «электрозаправок» сформировать высокий спрос на данные авто не получится. Такое мнение высказали эксперты сессии «Возобновляемая энергетика и электротранспорт» Международного форума Renwex 2022. Старший управляющий директор УК «Роснано» Алексей Тихонов отметил, что в нише быстро окупаемых инвестиций находятся ультрабыстрые зарядки для электробусов. «Рынок простой, спрос в этом сегменте уже сформировался. А рынок зарядки для легковых авто означает, что мы инвестируем на будущее, в надежде, что через 2-3 года к нам приедут заряжаться. Отмечу, что самая хорошая зарядка — не самая мощная, а поставленная в правильном месте и соразмерная загрузке данной локации», — отметил Тихонов.
Поднять спрос на электрокары можно, если установить зарядные станции в популярных локациях: это могут быть аэропорты, торговые и выставочные центры. Так, в Петербурге и Ленобласти ПАО «Россети Ленэнерго» ведет активную работу с владельцами ресторанов, ТЦ и частными лицами по стимулированию строительства электро-АЗС «под ключ».
Бесплатный проезд
Не так давно владельцам электрокаров в России пообещали новые льготы. Минэкономразвития совместно с другими ведомствами разрабатывает предложения о бесплатном проезде электромобилей по платным дорогам. Предполагается, что трассы станут бесплатными для электромобилей на всей территории РФ сроком на три года. Чиновники надеются, что эта мера в комплексе с другими мерами поддержки сделает покупку такого авто выгодной.
Понятно, что без господдержки электромобили не поедут. Электромобили активно продаются только там, где есть широкомасштабные меры стимулирования и бизнеса, и граждан. Хорошо, когда они работают в комплексе. Правда, как показывает опыт других стран-первопроходцев в области электротранспорта, со временем «пряники» имеют свойство заканчиваться. В Германии, например, вовсю берутся за кнут: власти вынуждают жителей отказываться от обычных авто с двигателем внутреннего сгорания и даже гибридов, ужесточая экологические нормы. Другими словами, «по-тихому» пересесть на гибриды уже вряд ли получится.
Но не это самое главное. Чем больше электромобилей становится в мире, тем сложнее человечеству решать проблему нехватки электричества, которая снова и снова упирается в экологию. По самым смелым прогнозам экспертов, к 2030 году более половины продаваемых во всем мире новых авто будут электрическими. При этом повсеместное распространение электромобилей приведет к росту энергопотребления в мире на 20% уже к 2040 году.