Энергия в топонимике. Центр Петербурга
Энергетика окружает нас повсюду — и дело даже не только в том, что каждый из нас ежедневно пользуется достижениями ученых в этой отрасли. Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что энергетика находит отражение даже в топонимике? Фотокорреспондент «Моей энергии» приглашает вас на виртуальную прогулку по таким местам Петербурга. Их в Северной столице России много, поэтому вас ждет материал в двух частях. Сегодня — о локациях недалеко от центра города.
Для начала напомним — устами вице-губернатора Бориса Пиотровского — как в Петербурге построена работа с топонимами. Каким образом объектам городской среды — улицам, площадям, скверам, мостам — присваиваются официальные названия?
«С 1991 года в нашем городе в нынешнем формате действует Топонимическая комиссия, которая рассматривает обращения граждан или организаций с просьбой о наименовании или возвращении исторического названия объекту городской среды. В комиссию входят историки, краеведы, топонимисты, чиновники, депутаты, представители различных ведомств. Такой подход позволяет принимать качественные решения, взвесив все „за“ и „против“. Поэтому если кто-то считает, что одному из объектов городской окружающей среды необходимо присвоить то или иное имя, то обращаться надо именно в Топонимическую комиссию, просто критиковать в соцсетях недостаточно», — рассказал Борис Пиотровский, курирующий в городском правительстве культуру, спорт и печать.
Он также пояснил, что любая заявка сначала проходит проверку на соответствие требованиям, которых существует довольно много. Например, невозможно переименовать улицу — ей можно лишь вернуть историческое название, если она была переименована в советское время (другое дело, если это новая улица или безымянный сквер). Затем заявка рассматривается на заседании комиссии, где члены принимают решение и рекомендуют его губернатору. Решения принимаются коллегиально.
Улица Яблочкова
Небольшая улица находится на Петроградской стороне, у станции метро Спортивная, и в ее створе открывается прямой вид на шпиль Петропавловской крепости! Более того, ее названия связаны с энергетикой не единожды, а трижды.
В XVIII веке на этом месте проходила улица, с 1751 года известная как Малая Никольская — по приделу Николая Чудотворца, который находится в расположенной поблизости церкви Успения Богородицы. Параллельно существовало название Успенская улица — по названию храма. С 1798 года улицу называли Грязной — в соответствии с характером местности. Название никак не красило город, тем более что к началу XX века она была застроена нормальными домами и ... зданиями электромеханического завода Н.К. Гейслера (ныне — Петербургский приборостроительный завод им. А.А. Кулакова). Также здесь находился Государственный электротехнический трест заводов слабого тока, по которому улица с 1925 года неофициально именовалась Слаботочной.
Что же касается официального ее наименования, то в 1922 году Грязную улицу решили ликвидировать, переименовав в честь американского изобретателя Томаса Эдисона. Однако соответствующее постановление по ошибке направили не в тот район, и новое название получила Грязновская улица в Полюстрово (ныне — Ключевая). Неразбериху ликвидировали только в 1928 году — 26 мая Ключевая улица получила современное название (каковое, впрочем, прижилось не сразу), а Грязная стала-таки улицей Эдисона. Такое имя она носила до 1952 года, когда — в рамках борьбы с «космополитизмом» и «низкопоклонством перед Западом» — американского изобретателя лампочки на карте Петербурга сменил российский, Павел Яблочков (1847 — 1894), создатель знаменитых «свечей Яблочкова», «русского света». По родству тематики.
Улица Графтио
Улица на Петроградской стороне, отходящая от Каменноостровского проспекта и завершающаяся тупиком, была проложена в 1897 году по инициативе одного из последних владельцев участка Лопухинского сада, банкира Ф. А. Алферова. Изначально она называлась Пермской. 20 мая 1949 года исполком Ленгорсовета решил переименовать ее в честь скончавшегося 30 апреля того же года Генриха Осиповича Графтио — российского и советского ученого, инженера-энергетика и строителя гидроэлектростанций.
С жизнью и деятельностью Генриха Графтио улица никак не связана, зато имеет значение для жизнеописания Федора Шаляпина: дом № 2Б по этой улице (тогда, разумеется, еще Пермской) знаменитый певец купил в 1915 году, и жил в нем до самой эмиграции в 1922 году. На втором этаже — последняя в России квартира певца. Мемориальный музей здесь был открыт в 1975 году, на здании есть мемориальная доска. В этом же доме в 1913-1936 годах жил и географ Григорий Грумм-Гржимайло, исследователь Центральной Азии, о чем свидетельствует еще одна мемориальная доска.
Сквер Пироцкого
Небольшой сквер у «Невской ратуши» — на пересечении Кирочной, Новгородской улиц и Дегтярного переулка — с 20 ноября 2019 года носит имя основоположника трамвайного движения в Петербурге Федора Аполлоновича Пироцкого (1845–1898). Сам он, как известно, не дожил до запуска в городе первого электрического трамвая, но именно на основе его экспериментов с электрификацией железной дороги — а затем и трамвая — и появился электротранспорт. Кстати, кроме сквера, его имя также присвоено (с 2020 года) Невскому заводу электрического транспорта, производящему подвижной состав для городских рельсовых путей.
Место для сквера имени Пироцкого выбрано не случайно — там, где сейчас стоит циклопический комплекс «Невской ратуши», до 2003 года работал трамвайный парк № 4 (Рождественский, затем — имени В.С. Смирнова). Сейчас о трамвае в этой части города ничто не напоминает, так как вся сеть уничтожена в «нулевые» годы — но последние остатки рельсов, относившихся к старому трампарку, исчезли только при завершении строительства «Ратуши», в 2017 году.
Переулок Лодыгина
Короткий переулок, соединяющий Рижский проспект с Курляндской улицей, получил название 15 декабря 1952 года (одновременно с вышеупомянутой улицей Яблочкова, кстати) – и тоже в честь изобретателя лампы накаливания. Изначально этот переулок назывался Кузнечным (первое упоминание о нем относится к 1798 году), однако таких названий в городе было много, и их постепенно устраняли, пока не осталось только одно. Вот и этот переулок в 1871 году был переименован в Таракановский – по Таракановским мостам на одноименной речке, которая протекала невдалеке к западу, чтобы уже в советское время быть по большей части засыпанной. Имя первопроходца космонавтики Константина Циолковского было присвоено бывшей трассе течения этой речки тогда же, в 1952 году.
Переулок Лодыгина совсем короткий, а из интересного в нем то, что с северной стороны он упирается в восстановленную церковь святого Андрея Критского, входящую в состав комплекса фабрики «Гознак».
Напомним, что Александр Николаевич Лодыгин (1847–1923) изобрел в 1872 году лампу накаливания, запатентовал ее в России и Европе, затем работал — в эмиграции, куда был вынужден уехать из-за репрессий против народников — над другими изобретениями в области электротехники, металлургии, строительства и даже водолазного дела. После Октябрьской революции советское правительство звало его вернуться, чтобы работать над планом ГОЭЛРО, но он не принял приглашения.