Как пересадить россиян на газ: на ПМЭФ-2022 обсудили будущее рынка газомоторного топлива
Стимулирование внутреннего рынка потребления голубого топлива и переход на газомоторную технику стали главными темами сессии «На пути к устойчивому будущему: «зеленая» альтернатива традиционному топливу», которая прошла в рамках Петербургского международного экономического форума. На какие меры государственной поддержки сегодня опирается газомоторная отрасль? Какие перспективы для газа открываются на железнодорожном транспорте и почему именно газ станет локомотивом «зеленой» энергетики России? По итогам дискуссии «Моя энергия» собрала ответы на эти и другие вопросы.
Свой путь
В России перевод транспорта на природный газ имеет все шансы стать ключевым антикризисным инструментом для повышения конкурентоспособности отечественной промышленности и бизнеса и качества жизни граждан, считают эксперты. Глава Минэнерго Николай Шульгинов особо подчеркнул — природный газ занимает важнейшее место в национальной «зелёной» политике государства. «Он нужен и в электроэнергетике, и в транспорте. Это наше достояние, стратегия низкоуглеродного развития должна предполагать высокое использование газа. Его можно использовать и при производстве водорода», — сказал министр.
В том, что у России свой путь в энергетике, уверен заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов: «Уход от бензина, переход к ВИЭ, все это актуально, мы стали участниками этой проблематики, но Россия должна идти своим путем. Европа может говорить, что угодно, там ни нефти, ни газа своего нет. А Россия — богатейшая страна, которая не использует в полной мере то, что нам Богом дано».
В главные плюсы перехода транспорта на газ, помимо экологичности, эксперты записывают и стоимость топлива. «Сегодня литр метана стоит 20 рублей, даже если инфляция будет расти, максимум его стоимость будет 25 рублей. Это топливо, которое не нужно свозить, сливать и т.д. Заправки можно ставить везде, где есть труба. Мы имеем дешевый ресурс, цены на него на внутреннем рынке меньше в 10 раз, а мы плохо пользуемся этим. Узбекистан 4 млрд кубов потребляет в год, а мы — чуть больше 1 млрд», — отметил специальный представитель Президента Российской Федерации по взаимодействию с Форумом стран — экспортеров газа Виктор Зубков.
Предложение не успевает за спросом
Пока же газ не пользуется большой популярностью у россиян, констатировали участники дискуссии. Объемы внутреннего потребления предстоит нарастить — это задача номер один для государства, регионов и бизнеса.
По мнению Виктора Зубкова, опыт Италии, Китая, Пакистана, Ирана показал, что только субсидирование рынка поможет развить спрос на газомоторное топливо. «40 лет Италия развивает газомоторное топливо, субсидируя рынок. В крупных городах машины ездят на метане, коммунальная техника — на метане, а международные перевозки осуществляют тягачи на СПГ (сжиженный природный газ). Для них это затратно, потому что цены на газ очень высокие. Для нас цены низкие, но мешает недостаточное субсидирование», — считает эксперт.
В России участники рынка газомоторного топлива совместно с федеральными органами власти уже ведут активную работу над расширением газозаправочной инфраструктуры и парка газомоторного транспорта, улучшением финансовых и законодательных условий развития отрасли. В ряде регионов результаты этой работы налицо. В Ростовской области построено около 60 заправок, Татарстан почти полностью покрыт сетью газовых станций. По словам Виталия Маркелова, заместителя председателя правления, член совета директоров ПАО «Газпром», в последние годы объем потребления метана для транспорта вырос в два раза, удвоилось количество газозаправочных станций. Компания планирует и дальше наращивать обороты. В 2021 году у «Газпрома» было 377 газовых АЗС, к 2030 году их количество вырастет до 685. Объем потребления газа для транспорта к этому сроку планируется увеличить в три раза, до 2,9 млрд кубометров в год.
Тем не менее существующая инфраструктура газовых АЗС не пользуется спросом в должной мере. Виктор Зубков обратил внимание, что в ряде регионов газовые заправки загружены только на 30%, а в других и вовсе на 11%. Спрос существенно отстает от предложения, согласен Виталий Маркелов. За 5 лет количество машин на метане выросло почти в два раза и насчитывает 256 тысяч единиц, но этого недостаточно. По подсчетам «Газпрома», для загрузки газозаправочных станций за три года нужно увеличить автопарк на метане до 280 тысяч машин.
Как поддержать отрасль
В качестве стимулирующих мер государство может расширить действие программ господдержки на все регионы, а не выбирать только 25 субъектов для дотаций, отметил Виктор Зубков. Напомним, что Федеральная программа субсидирования строительства метановых заправочных станций в регионах действует с 2019 года. Еще одно предложение — уравнять субсидии на производство метановых авто и авто на СПГ, хотя для этого нужно построить малотоннажные заводы. Третье — поддерживать автопредприятия.
Россия может заметно ускорить темпы строительства газовых заправок на метане, если создаст гибкую систему перераспределения субсидий на строительство заправок между регионами, заявил министр энергетики РФ Николай Шульгинов. Цель — сделать так, чтобы те регионы, которые не смогли воплотить проекты в жизнь, могли вернуть деньги не в резервный фонд, а тем регионам, которым газовые АЗС действительно нужны.
«Сегодня субсидирование строительства метановых заправок — это около 4 млрд рублей в год, в этом году это 131 заправка. С одной стороны, это крайне мало. Но с другой — нужно понимать, что развитие сети газовых заправок зависит во многом от позиций губернаторов регионов. К примеру, успешно здесь работают Татарстан, Ленобласть, Ростовская область, они научились помогать инвесторам с выделением земли, однако не все губернаторы это умеют. Есть и те, кто отказываются, говорят: дорого, инвесторы не пришли, не будем этим заниматься», — рассказал Николай Шульгинов.
По мнению министра энергетики, внимания заслуживает не только развитие метановых заправок, но и СПГ-станций. «Можно на трассах и магистралях развивать эту тему. Мы договариваемся с Казахстаном, чтобы разместить СПГ-заправки на трассе из Китая в Европу», — сообщил Николай Шульгинов.
Заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов в свою очередь предложил стимулировать переход на газомоторное топливо через ужесточение экологических норм, технических регламентов, постепенно убирать с рынка бензиновую и дизельную технику там, где это возможно. «В первую очередь, это техника ЖКХ. Почему мусоропроводы должны коптить в наших дворах? Силовые структуры — почему они не могут перейти на газомоторное топливо?», — сказал он, уточнив, что о принудительной пересадке на газовый транспорт речи не идет, но муниципалов и госорганизации можно обязать закупать новую технику на газомоторном топливе при списании старой.
Опытом поддержки спроса на газ для транспорта поделился губернатор Ростовской области Василий Голубев. С 2020 года в регионе отменили транспортный налог для физлиц и организаций, которые владеют транспортом на природном газе. «Мы уже приобретаем технику для муниципальных нужд и общественного транспорта на газомоторном топливе. Это получается. И мы хотели бы помогать нашим соседям, в том числе Донбассу», — отметил Голубев.
Помощник президента РФ Игорь Левитин предложил в качестве меры стимулирования запретить въезд в страну международного грузового транспорта на бензине или дизеле. «Чтобы вы понимали, 60% импорта в России, в объеме 500 млрд рублей, ввозится именно на фурах. Так мы дадим понять нашим европейским партнерам, что Россия — чистая страна, и наши федеральные дороги открыты для грузового транспорта на газе. В Иране, например, грузовики ездят только на газомоторном топливе», — отметил Игорь Левитин.
Огромные перспективы для природного газа также открываются для водного и железнодорожного транспорта. Виталий Маркелов добавил, что в железнодорожном секторе особенно большой потенциал — в восточной части БАМа, где проходит неэлектрофицированая железная дорога. Вместе с этим перспективным направлением для СПГ является речной транспорт: в прошлом году на воду в Петербурге было спущено первое такое судно.
По словам Зубкова, годовой объем потребления газа в РФ должен составить 10 млрд рублей. Переход поможет не только транспортной отрасли, но отечественной промышленной продукции в целом, стать конкурентоспособнее и доступнее для потребителей.
О важности скорейшего перехода на газомоторное топливо вне панельной сессии высказался и президент России Владимир Путин. Он заявил, что поддержка строительства газовых станций особенно важна для перехода на газомоторные автомобили. «Это действительно наше неконкурентное преимущество — наличие дешевого сырья. Здесь недостаточно усилий „Газпрома“, здесь я хотел бы обратить внимание наших руководителей в регионах. Поддержка строительства заправочных станций, успех предприятий в значительной степени зависит от того, как эта работа организована в регионах», — сказал глава государства на совещании по автопрому.