Курс на Восток и сила «зеленых» — итоги 2022 года
Разворот экспорта энергоресурсов с Запада на Восток, срочное импортозамещение и рост «зеленых» мощностей в России — эти тренды сформировали вектор развития отечественного энергокомплекса и, кажется, будут у руля еще долго. С чем российская энергетика завершает 2022 год и вступает в новый — в материале «Моей энергии».
Экспорт: разворот на Восток
К концу года российский экспорт ископаемых окончательно переориентировался на Восток. Несмотря на все ограничения, наша страна осталась одним из ведущих поставщиков энергоресурсов на мировой рынок. Среди покупателей пальму первенства уверенно держит Китай. За 10 месяцев этого года поставки газа из РФ в Поднебесную выросли на 173%. 9 декабря «Газпром» установил новый рекорд суточных поставок газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири», превысив контрактные обязательства более чем на 16%.
Знаковым событием для «газовых» отношений двух стран стал запуск «восточной» ветки газопровода Россия — Китай («Сила Сибири»). Участок Тайань-Тайсин, протянутый до Шанхая, официально сдан в эксплуатацию. На полную мощность газопровод выйдет в 2024 году. Несмотря на запуск «Силы Сибири», в КНР заинтересованы в газопроводе, проходящем транзитом через Монголию («Сила Сибири-2») и западной ветке китайско-российского газопровода, которую планируется проложить через Алтай.
О том, что спрос Китая на российский газ будет только расти, говорят и иностранные эксперты. По словам профессора Школы государственного управления имени Чжоу Эньлая Нанькайского университета Яна Лэя, Россия имеет шансы для обеспечения Китая газом после отказа Узбекистана от поставок в связи с холодами и ростом внутреннего потребления. Эксперт отмечает, что зависимость КНР от России в энергосфере в ближайшие годы сохранится. К слову, нефть тоже не отстает: импорт сырой нефти из России в Поднебесную вырос на 55% по сравнению с предыдущим годом, а в мае РФ обогнала Саудовскую Аравию по поставкам в Китай.
Нефть и газ из России нашли своих покупателей и в других странах восточно-азиатского региона. Ключевыми партнерами РФ стали Индия и Турция. С апреля по июнь Индия нарастила импорт российской нефти в 50 раз, а в ноябре 2022 года Россия стала крупнейшим поставщиком «черного золота» в страну, обогнав Ирак.
Импортозамещение: на пути к технологическому суверенитету
Российские энергокомпании замещают импортные технологии отечественными с 2014 года. Преуспели в этом производители электрооборудования и поставщики высокотехнологичных решений: электроники, автоматизированных систем управления, средств дистанционного мониторинга и инновационной диагностики.
2022 год показал, что импортозамещение — не просто фантазия и громкие слова, а потребность рынка, у которого больше нет времени на раскачку. После ухода из России крупных поставщиков оборудования вроде Schorch, Siemens, Schneider Electric энергетики столкнулись с жестокой реальностью: импортеров нужно было не просто заменить, но и сделать это в короткие сроки. Освободились многие ниши, и отечественным производителям пришлось в авральном режиме наращивать мощности, чтобы обеспечить работу энергообъектов.
По данным НИУ ВШЭ, самой импортозависимой отраслью в энергетике пока остаются газовые турбины большой мощности. Такая ситуация сложилась из-за того, что сроки строительства новой генерации по программе договоров о предоставлении мощности изначально были сжатыми. В результате у российских машиностроителей не было достаточно времени на разработку, испытания и производство.
Не менее остро вопрос стоит с узкопрофильным оборудованием. Самые слабые места в электротехнике — электростатические осадители, электронагреватели газа, электродегидраторы, в теплотехнике — ионообменные смолы, компрессоры, погружные насосы. Есть спрос на отечественные аналоги устройств релейной защиты, автоматизации, программных продуктов.
Прогнозы пока сложно назвать оптимистичными: по оценке Минэнерго, самые нужные технологии в электроэнергетике могут быть заменены отечественными аналогами к 2027 году. Производители, в свою очередь, ждут помощи государства и надеются на механизм государственно-частного партнерства.
Первоочередным решением для поддержки энергетической отрасли может стать стимулирование персонала и страхование от убытков, говорят участники рынка. Кроме того, нужно принять долгосрочные программы развития электросетевого комплекса, свести к единому знаменателю все IT-решения в энергетике. Помочь может и создание общей торговой платформы, где будут продаваться необходимые материалы и оборудование для электросетевого комплекса, а также программное обеспечение.
В сфере ВИЭ с импортозамещением тоже все непросто, но ведущие игроки не сидят сложа руки. Например, компания АО «НоваВинд» (входит в группу «Росатом») выкупила документацию у иностранного донора и локализовала в РФ производство ветрогенераторов мощностью 2,5 МВт.
ВИЭ: зеленых мегаватт становится больше
По данным Ассоциации развития возобновляемой энергетики, в третьем квартале года совокупная установленная мощность объектов ВИЭ-генерации — «ветряков» и солнечных станций в России составила 5,51 ГВт. При этом доля зеленой генерации достигла 2,2% от общей мощности энергосистемы РФ. Правда, в Европе этот показатель в 2022 году равен около 38%. Есть к чему стремиться.
Из знаковых событий: введена в эксплуатацию вторая очередь Агидельской СЭС на 4,99 МВт в Башкирии. Запущена в работу солнечная станция на Краснодарской ТЭЦ мощностью 2,35 МВт ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго». В Астраханской области гегемонию СЭС — их в регионе 12 — в этом году разбавили пять ветропарков. В Дагестане начала работу Южно-Сухокумская СЭС мощностью 15 МВт. Зеленых мегаватт добавили и Калмыкии: на Аршанской солнечной станции появились дополнительные фотоэлектрические модули. Она стала самым мощным объектом зеленой генерации в стране (115,6 МВт).
В авангарде «зеленых» технологий — центральные регионы и юг России. Так, за шесть месяцев 2022 года возобновляемые источники энергии подали на 33,2% больше киловатт-часов, чем за тот же период 2021 года.
Наука: в тренде — супермощные батареи
Плацдарм для импортозамещения — разработки российских ученых. Зеленая энергетика продолжает занимать умы исследователей, и одним из самых перспективных ее направлений стали сверхъемкие аккумуляторы. Именно на них возлагают надежды, когда речь заходит о поиске оптимальных решений для накопления энергии от ВИЭ. Пока мир использует литий-ионные батареи. Однако их опасность для экологии и истощение запасов лития в природе заставляют человечество искать новые материалы.
В этом году российское научное сообщество отметилось сразу несколькими прорывами. Сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета и Кольского научного центра Российской академии наук открыли уникальный минерал, который может перевернуть рынок сверхмощных батарей.
Материал нашли на якутском месторождении Кестёр. Он стал четвертым по счету минералом, найденном в этих краях. Аналоги его предшественников сегодня вовсю используются в возобновляемой энергетике. Например, синтетический «брат» минерала кестёрита, открытого в конце 1950-х годов, активно применяется для производства солнечных батарей.
Между тем конкуренцию li-on аккумуляторам могут составить более экологичные натрий-ионные аккумуляторы. Исследователи из МГУ и «Сколтеха» создали высококачественный твердый углерод — а это основа перезаряжаемых батарей — из обычного... борщевика. В результате углерод из вредного растения оказался щадящим для самой батареи, а его удельная ёмкость, хотя и уступает материалам-лидерам, является вполне конкурентоспособной. Как показали испытания, катоды из нового материала могут работать и при низких температурах. Это весьма актуально для России.
Если инновационную батарею доведут до ума, она может заменить более дорогие и опасные для экологии литий-ионные накопители для солнечных и ветряных станций, а заодно решит проблему с вездесущим сорняком.
В фокусе внимание — батареи для зеленого транспорта. Так, сотрудники и студенты Московского авиационного института построили дирижабль на солнечных батареях. Аппарат работает на гибридной электрической силовой установке. Устройство развивает скорость до 130 км/ч вне зависимости от погоды. Заявлено, что «солнцеаэромобиль» может использоваться для доставки грузов и поисковых и спасательных работ в труднодоступных регионах, например, в Арктике.
Как бы то ни было, главный итог 2022 года можно сформировать так: у России появился шанс начать технологическую историю страны с чистого листа. И энергетике — ключевой отрасли экономики — отведена одна из главных ролей.