Непобедимые ТЭЦ и «кабель жизни»: как энергетики спасали блокадный Ленинград
С началом блокады, 8 сентября 1941 года, Ленинград оказался отрезан от топливных поставок. Все городские электростанции стали изолированы от внешнего мира, подвоз топлива к ним прекратился. На электростанциях в Ленинградской области часть оборудования пришлось демонтировать и отправить в тыл для энергоснабжения эвакуированных предприятий. Многие энергетики ушли на фронт, а оставшиеся, несмотря на тяжелые испытания, голод и холод, непрекращающиеся бомбежки и артобстрелы, продолжали работать для того, чтобы обеспечить электроэнергией военные предприятия, хлебозаводы и госпитали осажденного города. «Моя энергия» вспоминает о легендарных объектах энергетики, которые помогали ленинградцам выжить и победить.
С первых дней войны городские электростанции начали перестраиваться на новый режим работы: котлы на объектах в экстренном порядке реконструируют под сжигание фрезерного торфа, который добывали во Всеволожском районе Ленобласти. Все электростанции в городе с учетом статуса стратегических объектов маскируются: дымовые трубы, которые хорошо видны с воздуха, снимают или укорачивают, котлы переводят в бездымный режим горения.
Непобедимая Центральная ТЭЦ
Станция ЭС-2 Центральной ТЭЦ на Новгородской улице — старейшая в России, она была построена еще до революции. В самые суровые блокадные годы она не остановила работу и продолжила подавать тепло и электроэнергию в госпиталь, хлебозавод и Смольный. Топливо для станции персонал искал на неработающих предприятиях, в ход шли и дрова, и пустующие деревянные постройки. Благодаря тому, что станция продолжала работать, специалисты смогли позднее запустить турбины остальных ТЭЦ.
Во время войны на ЭС-2 не раз разрывались снаряды, так как линия фронта проходила всего в 12 километрах от объекта. На фронте и в блокадном Ленинграде погибли более 400 сотрудников станции.
Она не раз подвергалась сильнейшим бомбежкам весной 1943 года, когда немецкие войска начали применять термитные снаряды и атаковали склады с жидким топливом, чтобы вызвать пожар.
Легендарная ТЭЦ в истории блокадного Ленинграда продолжила работать, когда часть станций в городе из-за кризиса с поставками угля остановили подачу электричества. Всему причиной торф — на этом топливе работала ТЭЦ «Красный Октябрь». После захвата торфопредприятий на левом берегу Невы, станция не сдалась и перешла на древесину. Для обеспечения станции топливом на окраинах осажденного Ленинграда под снос шли целые улицы из старых домов.
Позже один из котлов переоборудовали под сжигание фрезерного торфа. Это низкокачественное топливо представляло собой смесь торфяной крошки, пыли и земли. Благодаря запуску модернизированного котла позволил в апреле 1942 года в обездвиженном городе удалось запустить трамваи — так Ленинград постепенно возвращался к довоенной жизни.
Станция «Красный Октябрь» была едва ли не главной мишенью фашистов. Несколько раз ее пытались сравнять с землей. Гитлеровцам не раз удавалось вывести из строя оборудования, но «Красный Октябрь» каждый раз упорно возвращался к работе.
Сегодня правопреемницей легендарной станции является Правобережная ТЭЦ ПАО «ТГК-1».
Василеостровская ТЭЦ: подвиг для «Севкабеля»
Свою лепту в защиту Ленинграда внесла и Василеостровская ТЭЦ. Чтобы обеспечить безаварийную круглосуточную работу электростанции во время войны, работников перевели на казарменное положение. Они должны были находиться на станции постоянно. Энергетики всеми силами защищали оборудование от авианалетов, маскировали важный для города объект и переводили котлы на бездымный процесс горения топлива, чтобы сделать их незаметными с воздуха.
11 сентября 1941 года артобстрел станции унес жизни четверых сотрудников. В память о подвиге энергетиков на территории станции была установлена мемориальная доска.
Станция помогла прорыву энергетической блокады Ленинграда. Когда заводу «Севкабель» потребовалась электроэнергия для создания «кабеля жизни» коллектив в сжатые сроки восстановил и отремонтировал трубопроводы для подачи пара, проложил временные силовые линии для ввода необходимого заводского оборудования, а главное — раздобыл топливо. Благодаря самоотверженности энергетиков «Севкабель» смог раньше срока изготовить около 200 тонн кабеля и 300 тонн медного провода для прокладки знаменитого «кабеля жизни» по дну Ладожского озера.
Волховская ГЭС и «кабель жизни»
День ленинградской Победы — полное освобождение города от блокады — приблизил прорыв энергетической блокады. Важную роль в нем сыграла Волховская ГЭС, построенная по проекту знаменитого русского инженера и одного из идеологов плана ГОЭЛРО Генриха Графтио.
В начале войны оборудование станции было готово к эвакуации. ГЭС планировалось взорвать и затопить, чтобы не допустить ее захвата гитлеровцами. Однако до крайних мер не дошло: фашистов не подпустили к Волхову, и ГЭС было решено восстановить. Зимой 1942 года с Урала и из Средней Азии прибыли эшелоны с оборудованием для реконструкции гидроэлектростанции. Энергетикам и инженерам пришлось работать на износ, чтобы в кратчайшие сроки, в апреле того же года, запустить в работу первую турбину.
Параллельно на Васильевском острове завод «Севкабель» вовсю работал над изготовлением «кабеля жизни». Кабель прокладывали по воздушным линиям и дну Ладожского озера от Волховской ГЭС только по ночам, чтобы противник не заметил работ, в обход линии фронта. 23 сентября 1942 года электроэнергия от станции начала поступать в блокадный Ленинград. В квартирах ленинградцев снова становилось светло, трамвайное сообщение в городе было расширено. Эта дата запечатлена в истории как День прорыва энергетической блокады Ленинграда.