«Позеленевший» юг и ветряки из дерева — дайджест «Моей энергии»

Россия нарастит экспорт электричества в Монголию. В донских электросетях становится все больше зеленой энергии. В Германии появится ветропарк с лопастями из дерева. Главные новости отрасли за неделю — в дайджесте «Моей энергии».

Дон «зеленеет»: с начала года выработка ветряной энергии на юге выросла почти на 40%

В сети Ростовской области поступает все больше экологически чистой энергии. В распределительные сети филиала «Россети Юг» — «Ростовэнерго» от возобновляемых источников электроэнергии с января по сентябрь 2022 года поступило 1,4 млрд кВт/ч электроэнергии. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 39%. При этом в общей структуре отпуска доля зеленой энергетики выросла с 10% до 14%.

За 9 месяцев объем поставок электроэнергии ветряной генерацией составил 1,1 млрд кВт/ч — это на 51% больше, чем за 9 месяцев 2021 года. Ветропарки остаются одной из современных достопримечательностей Дона. Зеленую энергию в регионе вырабатывают 5 ветряных станций и одна ГЭС.

Россия увеличит экспорт электричества в Монголию

Экспорт российской энергии меняет курс. Министры энергетики РФ Николай Шульгинов и его коллега из Монголии Баттогтох Чойжилсурэн обсудили возможность наращивания поставок электроэнергии в Монголию зимой. Об этом сообщили в Минэнерго.

Стороны также обсудили возможное сотрудничество в области электроэнергетики, в том числе модернизацию ТЭЦ-3 в Улан-Баторе. По словам Шульгинова, технико-экономическое обоснование реконструкции станции согласовано. Контракт на проведение базового проектирования планируется подписать в ближайшее время.

Во Франции железная дорога стала крупнейшим покупателем солнечной энергии

Французская государственная железнодорожная компания SNCF Voyageurs заключила контракт на покупку зеленого электричества на 25 лет. Эта одна из самых крупных сделок по закупке экологически чистой энергии в Европе.

По планам компании, уже к 2026 году движение 40–50% пассажирских поездов во Франции будет обеспечено за счет солнечной энергии.

По условиям договора, каждый год SNCF Voyageurs будет получать около 207 ГВт/ч от четыре СЭС общей мощностью 146 МВт. Вся закупаемая энергия будет идти на обслуживание движения пассажирских поездов.

Железнодорожный транспорт остается одним из крупнейших потребителей электрической энергии, поэтому переревод поездов на зеленые рельсы — ВИЭ-источники или водородное топливо — поможет добиться углеродной нейтральности для этой сферы.

На круги своя: ветрякам в Европе вернули деревянный облик

Проблема углеродного следа от ветряных турбин медленно, но решается. В Европе придумали, как сделать их более экологичными. Финский производитель и один из крупнейших частных лесовладельцев в мире Stora Enso в сотрудничестве с немецким стартапом Voodin Blade Technology запустили производство экологичных деревянных лопастей для ветряных турбин. Всего за два года североевропейские компании коммерциализировали изобретение. Интересно, что ветряные мельницы когда-то давно делали из дерева. Получается, цикл замкнулся?

Лопасти для ветропарка изготавливаются из экологичной древесины — ламинированного шпона. Они легче своих собратьев из стеклопластика, и соответственно, проще в монтаже и эксплуатации. Инженерам удалось соорудить лопасть длиной 20 метров для турбины мощностью 0,5 мегаватта, но это не предел. В планах — изготовить отвал длиной 80 метров. Первые деревянные ветряки будут установлены рядом с немецким городом Варбургом до конца этого года.

Разработчики надеются, что ноу-хау поможет снизить зависимость от ископаемого топлива и сделает турбины более экологичными. Пока углеродный след от производства ветряков – одна из главных проблем зеленой энергетики. Дело в том, что утилизировать стеклопластик, из которого они сделаны, не особо получается. Стекловолокно нет смысла перерабатывать, ведь его основа – это песок, а эпоксидная смола пока тоже не годится для вторсырья. В результате тысячи лопастей покрывают землю – в некоторых странах свалки из отработанных ветряных мельниц видны даже из космоса.