Бум электрокаров в России и «зеленый» доход — дайджест «Моей энергии»
Выпуск электрокаров в РФ ждет «взрывной рост»
Производство российских автомобилей на электротяге вырастет в 2023 году аж в 9 раз — до 18 тыс. авто. А с 2024 года отечественные заводы и вовсе будут выпускать 36 тыс. таких машин в год.
Прогноз «взрывного роста» дал первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова по итогам стратегической сессии по развитию электротранспорта. Пока же цифры более скромные — в 2022 году в РФ с конвейера сошли около 2 тыс. электромобилей.
К слову, показатель спроса на зеленые авто в стране — рост импорта. По итогам 2022 года в РФ ввезли 3479 новых электромобилей. Это на 24% больше, чем в 2021 году. Самые популярные марки — Tesla и Volkswagen. Параллельно с наращиванием мощностей по производству авто идет строительство необходимой инфраструктуры, подчеркнул вице-премьер. В 2022 году упор был сделан на развитие сети «быстрых» зарядных станций. В 12 пилотных регионах были запущены в работу 439 таких «электрозаправок». В этом году число субъектов, где можно быстро зарядить электромобиль, составит уже 34, а в следующем году количество зарядных станций в России вырастет до 3 тыс. штук.
Отпуск «зеленой» электроэнергии в Ростовской области вырос на 28%
В распределительные сети филиала ПАО «Россети Юг» — «Ростовэнерго» от ВИЭ (возобновляемых источников электроэнергии) по итогам прошлого года поступило 1,9 млрд кВт/ч электроэнергии. Прирост составил 28% по сравнению с 2021 годом.
Причина в более ветреной погоде и вводе в строй Марченковской ветроэлектростанции. В общей структуре отпуска в сеть доля «зеленой» энергетики в прошлом году составила 14% против 11% по итогам 2021 года.
Всего в 2022 году объем поставок электроэнергии ветряной генерации равнялся 1,5 млрд кВтч, гидрогенерации — 399 млн кВт/ч. Сегодня на территории региона действуют шесть ветропарков и ГЭС.
На ВИЭ и АЭС придется почти половина «мировой» энергии
К 2025 году до 45% электричества будут вырабатывать возобновляемые источники энергии и атомные станции. Такой смелый прогноз опубликовало Международное энергетическое агентство. При этом на зеленые источники — а это в основном солнечные станции и ветропарки — будет приходиться 35% производства электроэнергии на планете. Мирный атом отхватит долю в 10%.
Больше всего просядет уголь — его выработка снизится до 33%, а вот природный газ сохранит позиции. На это топливо придется около 20% от всей выработки электричества к 2025 году.
Вместе с тем в МЭА обращают внимание на то, что изменение климата влияет не только на погодозависимые зеленые источники, но и на ядерную энергетику. Так, засуха заметно снизила выработку электричества на АЭС во Франции, поскольку часть электростанций в стране используют речную воду для охлаждения реакторов. При этом аналитики агентства отмечают, что плохая погода резко повышает спрос на электричество.
Частные дома зарабатывают на раздаче зеленого электричества
Новые технологии приносят деньги — не только авторам стартапов, но и покупателям этих самых инновационных решений. Так, первые плоды энергоперехода уже пожинают владельцы домов с солнечными панелями от Tesla и персональными системами накопления энергии от этой же компании Powerwall.
Суть идеи в том, что пользователи, собравшие «лишнюю» электроэнергию благодаря системе хранения, передают ее в сеть, то есть другим потребителям. Все работает автоматически, руками ничего делать не нужно: когда батареи Powerwall заряжены, лишнее электричество само возвращается в сеть. С каждым переданным кВт/ч владелец чудо-накопителя становится богаче на 2 доллара.
За первые шесть месяцев с запуска виртуальной электростанции в Калифорнии счастливчики, подключившиеся к проекту, заработали от 300 до 575 долларов. В среднем пассивный доход домовладельцев от продажи избытков энергии в сеть составил 300-400 долларов. По подсчетам компании Tesla, это только начало, и в дальнейшем заработок может вырасти до 1000 долларов в год. Чем выше мощность накопителя — тем больше доход. То есть система Powerwall имеет все шансы полностью окупиться за 3-6 лет.
Пробный запуск виртуальной электростанции состоялся летом 2020 года в Австралии, в 2021 году Tesla запустила пилотный проект в Калифорнии. Сегодня число подключенных пользователей насчитывает около 2,5 тыс. человек. Скоро продавать зеленое электричество по этой схеме смогут жители Японии и Германии.
В Швеции малоимущим помогают перейти на зеленую энергию
Жители Швеции, не имеющие возможности купить солнечные панели, могут взять их... в аренду. Такие меры поддержки малоимущих предложили владельцы компании-производителя Telge Energi.
Таким образом создатели попытались сделать зеленую энергетику доступнее. Тем, кто хотел установить фотоэлектрические элементы на своих домах, но не смог по финансовым причинам, больше не придется брать кредит и выплачивать проценты. Условия для аренды привлекательные: договор не будет иметь фиксированного срока действия, и пользователь сможет в любой момент купить солнечные батареи или передать их новому владельцу в случае переезда.
Надо сказать, что система стимулирования покупки солнечных панелей в Европе развивается очень активно. Например, собственникам недвижимости в Албании компенсируют 50% от стоимости установки такого оборудования. Кроме того, активную роль в «солнечной» революции играют регуляторы. Например, Европейская комиссия выдвинула инициативу, согласно которой все новые общественные и коммерческие здания в ЕС, а также жилые дома с 2029 года должны быть оборудованы «солнечными крышами».
Б/у аккумуляторы от электрокаров станут... энергобанками
Авторы калифорнийского стартапа убили сразу двух зайцев — положили в «банк» солнечную энергию и решили проблему утилизации выработавших свой срок батарей электрокаров, которых ждала свалка. Интересно, что буквально вчера проект жил на бумаге, сегодня это — новая реальность.
Система представляет собой гибридную солнечную батарею и хранилище энергии, в котором собрано 1300 уже отслуживших свой срок аккумуляторов для электромобилей. Новшество развернули в Ланкастере. Батареи от электрокаров раньше использовались в автомобилях Nissan и Honda. Линейку могут пополнить аккумуляторы Chevy Bolt и Tesla Model 3.
Как это работает? Поодиночке устройства не представляют никакого интереса — их списали в результате падения мощности. Увы, но это один из основных минусов экологичного электротранспорта. Но если собрать их вместе в условную цепь — мощности батарей хватит, чтобы запасать зеленую энергию на определенный срок. Авторы системы подумали и о безопасности. Аккумуляторные блоки автоматически отключаются, если какой-то компонент отклоняется от своих рабочих параметров и проектных ограничений.
Япония реанимирует ядерную энергетику
Страна восходящего солнца возвращается к мирному атому. Эпохальное решение принял кабинет министров страны, одобрив отмену ряда ограничений на развитие ядерной энергетики. По заявлению правительства предельный срок эксплуатации атомных электростанций увеличен до 60 лет, разрешено строительство инновационных реакторов нового поколения для замены действующих мощностей. Все они будут обладать высокими стандартами безопасности. Ожидается, что запуск реакторов нового поколения состоится в 2030-е годах.
Столь масштабная «реанимация» ядерной энергетики в этой стране происходит впервые после трагедии на АЭС «Фукусима-1» в 2011 году. Тогда атомная отрасль столкнулась с серьезными ограничениями. Так, в 2013 году номинальный срок эксплуатации реакторов закрепили на уровне в 40 лет. При этом оператор АЭС мог единожды запросить пролонгацию срока, но не больше чем на 20 лет. Теперь все будет по-другому: по достижению реактором возраста 30 лет оператор АЭС должен будет не реже чем раз в 10 лет запрашивать разрешение на продолжение эксплуатации. При этом количество пролонгаций не ограничивается.