Электрокар: не роскошь, а образ жизни
Весь мир переживает бум электрокаров, однако в нашей стране пока не спешат доверяться электротранспорту. Но в то же время цены на бензин и другие факторы подогревают интерес к таким авто. О будущем модного транспорта на российских дорогах — в докладе НИУ Высшая школа экономики.
Что бы ни происходило в мире, электротранспорт продолжает показывать рост, констатируют эксперты Высшей школы экономики. Интерес к электрокарам не ослабевал в период пандемии и кризисного 2022 года. Тренд затронул и Россию: на отечественном рынке за 10 месяцев 2022 года продажи новых электромобилей подскочили на 34%. В то время как в целом продажи новых легковых и легких коммерческих авто упали более чем на 60%. Конечно, количество электрокаров в РФ насчитывает пока несколько тысяч, а не миллионов, и такое сравнение может показаться не совсем корректным, и тем не менее цифры говорят за себя.
Эксперты сходятся во мнении, что каждый второй автолюбитель в РФ готов сменить авто с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) на электротягу. Что же движет россиянами? Во-первых, экологичность электрокаров — не надо думать, что жители городов на это не обращают внимание. Во-вторых, дорожающий бензин. В-третьих, электрокар дешевле в обслуживании и эксплуатации.
По словам ведущего эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константина Трофименко, первичная стоимость электромобиля пока остается дороже авто с традиционным ДВС. Однако владельцы машин с электродвигателем почувствуют существенную экономию при эксплуатации. Так как внутри нет такого количества механических деталей, как у транспорта на дизеле или бензине, электрокар будет меньше ломаться. Рынок стимулирует и удешевление аккумуляторов по мере развития их массового производства. «Экономически электромобиль будет доступен на том же уровне, что и автомобиль с ДВС. К 2030 году точно, но, возможно, и раньше», — подчеркивает эксперт.
Согласно Концепции развития электротранспорта в РФ, к 2030 году каждый 10-й выпускаемый в России автомобиль будет электрическим. По планам через восемь лет в стране будут выпускаться порядка 220 тыс. электрокаров в год, а общее число транспортных средств на электротяге превысит 1,4 млн. единиц. К тому времени в мире, по расчетам Международного энергетического агентства (МЭА), уже будут ездить от 200 до 350 млн электромобилей.
Как отмечают в Минэкономразвития РФ, производство полностью локализованного отечественного электромобиля возможно при развитии инфраструктуры в области электрохимии, электромеханики и управляющей электроники.
Между тем «сердце» электроавто — именно батарея. На ее долю приходится около 40% от стоимости всего электромобиля. В России налаживается собственное производство литий-ионных аккумуляторов, тем более что наша страна обладает огромными запасами лития. А рост цен на этот металл на мировом рынке прибавляют рентабельности проектам.
Производство отечественных электрокаров планируется развернуть в Петербурге. «АвтоВАЗ» присмотрел для этих целей мощности завода Nissan в Северной столице. Ожидается, что именно там начнут выпускать электромобили под брендом «е-Нева», который специально для автогиганта разрабатывает холдинг «Алмаз-Антей».
Так или иначе, автомобили на электротяге перестают быть в умах и сердцах россиян какой-то далекой экзотикой. По мнению генерального директора компании «РЭНЕРА» Александра Камашева, переход на электротранспорт сегодня можно приравнять к переходу на новый образ жизни.
«Электромобили — это просто транспортное средство, а электродвижение — переход на новый экономический уклад жизни, сюда входит и новая зарядная инфраструктура, и в целом другое понимание логистики грузов и организации перемещения», — считает эксперт.