Электротакси в России и батарея из кокоса — дайджест «Моей энергии»
Российские таксисты пересядут на электрокары. На Дальнем Востоке станет больше ГЭС. Создана уникальная батарея-кондиционер из кокоса, лимона и дерева. Первый в мире пассажирский самолет на криогенном топливе готовят к полету.Главные новости отрасли за неделю — в дайджесте «Моей энергии».
Таксисты пересядут на российские электрокары
Крупнейшим покупателем отечественных электрокаров станут таксопарки. Автозавод «Москвич» поставит около двух тысяч электрокаров марки «Москвич 3е» для компаний, которые являются партнерами «Яндекс.Такси».
Ранее такая договоренность была достигнута по кроссоверам «Москвич 3». Три тысячи новых авто пополнят автопарк служб такси и каршеринга. Первые 50 автомобилей уже вышли на линию и возят пассажиров сервиса «Яндекс.Такси».
«Немаловажно, что „Москвич“ уже сегодня участвует в развитии городского пассажирского транспорта. С „Яндекс.Такси“ заключены контракты общей мощностью пять тысяч машин, из них две тысячи электромобилей. Это один из крупнейших контрактов в мире по поставкам для такси и каршеринга», — отметил мэр столицы Сергей Собянин во время посещения завода «Москвич».
Проект выгоден всем: таксопарки смогут закрыть свою потребность в новых машинах и сэкономить на топливе, а столица станет экологичнее.
Напомним, продажи автомобилей с легендарного завода «Москвич» стартовали весной этого года в 23 городах страны.
На Дальнем Востоке построят две ГЭС
Компания «Русгидро» приступила к проектированию двух противопаводковых ГЭС в Амурской области — Нижне-Зейской и Селемджинской. Их совокупная мощность составит 500 МВт. Об этом сообщил первый заместитель гендиректора энергокомпании Роман Бердников.
В 2022 году правительство РФ включило в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2035 года около 7 ГВт новой гидрогенерации.
Создание противопаводковых электростанций на Дальнем Востоке обсуждалось несколько лет. Регион, как известно, обладает большим потенциалом гидрогенерации.
Два в одном: из кокоса и лимона создали биобатарею-кондиционер
Пока люди гонятся за новыми технологиями, природа снова дает подсказки, как бы говоря: «все уже давно придумано». В Швеции разработали строительный материал из натуральных компонентов, который умеет и охлаждать, и обогревать помещение, одинаково хорошо накапливая холод и тепло.
В основу разработки Королевского технологического института KTH в Стокгольме легло сырье из кокосов, лимонов и модифицированной древесины. По словам исследователей, всего 100 кг такого биоматериала в вашем доме могут сэкономить в день около 2,5 кВтч энергии, которая тратится на отопление или охлаждение жилья.
Тепловая батарея заряжается от солнца. Главное условие для работы устройства —температура окружающей среды должна быть около 24 °C.
Как это работает? Сначала из древесины удаляют лигнин, который создает открытые поры в стенках клеток древесины и удаляет цвет, как бы делая дерево более прозрачным. Позже структура древесины наполняется материалом на основе цитрусовых — акрилатом лимонена — и субстанцией из кокоса. Лимонена акрилат при нагревании превращается в полимер на биологической основе, восстанавливая прочность древесины и позволяя проникать внутрь свету. Когда это происходит, молекулы кокоса захватываются материалом, что позволяет накапливать и отдавать энергию. Суперспособность кокоса объясняется тем, что его молекулы могут переходить из твердого состояния в жидкое, которое поглощает энергию. Или наоборот, из жидкого в твердое — при этом процессе энергия высвобождается. Реакция сравнима с тем, как замерзает вода и тает лед.
Ученые говорят, что материал можно использовать как для наружной отделки дома, так и для интерьеров. Когда светит солнце, древесина становится прозрачной и сохраняет больше энергии. Ночью же она мутнеет и высвобождает тепло, накопленное за день.
Тестировать продукт начнут, впрочем, именно с внутренних помещений, чтобы регулировать температуру около нужных 24°C для охлаждения и обогрева.
Первый в мире пассажирский самолет на криогенном топливе готовят к полету
Немецкая H2Fly объявила о завершении наземных испытаний самолета на жидком водороде. Позади испытания на вибрацию и герметичность криогенного бака, который изолирован от пилота и находится в левой части фюзеляжа. В ближайшие месяцы разработчик приступит к воздушной части тестирования.
Замена авиакеросин на безуглеродное топливо — задача для авиационной отрасли очень непростая. Дело в том, что технологии, которые подходят для легковых и грузовых авто, для самолетов бесполезны. Во-первых, такие батареи слишком тяжелые для воздушного судна, во-вторых, водород в виде газа занимает много места. Жидкий водород — тот самый выход, который поможет авиации перейти на зеленое топливо.
Тем не менее, если криогенным способом охладить водород до жидкого состояния, он все равно занимает много площади — примерно в 3,7 раза больше, чем «грязное» топливо для реактивных двигателей. Кроме того, водород сохраняется в жидком состоянии, если его температура составляет —253 °C. Тем не менее, инженеры нашли выход: самолет оснащен двигателем с системой хранения жидкого водорода от Air Liquide, которая учитывает все детали. Совсем скоро испытания самолета на жидком водороде продолжатся — уже в небе.
Переход на зеленую энергию обойдется миру в $10 трлн
Инвестиции в строительство инфраструктуры для перехода на безуглеродную энергетику составят сумму $10 трлн долларов. Такую оценку дал основатель Tesla Илон Маск. Но не нужно впадать в пессимизм, считает он, ведь дальнейшее использование ископаемого топлива обойдется миру в разы дороже.
По его мнению, в течение следующих 20 лет без массового строительства заводов по производству солнечных панелей будет не обойтись. Кроме того, миру нужны будут новые металлообрабатывающие заводы, чтобы обеспечить производство возобновляемой энергии и накопителей электроэнергии.