Супербатарея для электрокара и электричество из сточных вод — дайджест «Моей энергии»

В Татарстане заложили первое в России прогулочное судно на водородных элементах. Создана сверхмощная батарея для электрокара, которой хватит на 1500 км. Сотрудники водоканала научились добывать электричество из канализации. Главные новости отрасли за неделю — в дайджесте «Моей энергии».

Первое в России пассажирское судно на водороде построят в Татарстане

Дорогу водороду! А лучше — реки. Первое в России прогулочное судно, работающее на водородном топливе, будет построено в Татарстане. На этой неделе его заложили на Зеленодольском судостроительном заводе имени А. М. Горького.

Как отметил глава республики Рустам Минниханов, закладка водородного судна станет новой эрой российского судоходства. По его словам, это увеличит потенциал речного флота, что сделает туризм в Татарстане привлекательнее. Еще один очевидный плюс — такой транспорт позволят улучшить экологию региона.

Компактное судно будет вмещать десять пассажиров и двух членов экипажа. Его длина — 15,4 м, ширина — около 3,3 м, на тихой воде оно сможет разгоняться до 12 км/ч. Максимально длинный рейс будет рассчитан на 5 часов.

На добычу «крипты» в РФ тратится меньше 1% энергопотребления

Доля майнинга криптовалют в общем энергопотреблении России по итогам 2022 года составила 0,6-0,8%. Об этом сообщил замминистра энергетики РФ Павел Сниккарс, слова которого приводятся в Telegram-канале ведомства.

Он подчеркнул, что отсутствие законодательного регулирования майнинга обернулось тем, что нагрузка неравномерно распределилась по регионам РФ. Центрами производства криптовалют в России стали Иркутская, Бурятская энергосистемы, а также энергосистема Забайкальского края.

По словам Сниккарса, для подключения оборудования были использованы свободные мощности, что может негативно отразиться на развитии промышленных производств и планах по строительству жилых кварталов в этих регионах.

В Казахстане тестируют новый способ добывать энергию

Энергию получают из солнечных лучей, ветра, водорослей — теперь в списке еще и сточные воды. В казахстанском Шымкенте стартовал эксперимент местного водоканала по добыче полезного биогаза из канализационных стоков. По мнению ученых, наряду с водородом это самое настоящее топливо будущего. Биогаз при сгорании не оставляет вредных выбросов, а производить его можно практически из любых органических отходов.

Высокотехнологичные установки и 50 видов бактерий, как оказалось, творят чудеса. Именно они делают отходы ценным ресурсом. Правда, чтобы технология работала, нужна специальная концентрация полезных бактерий, а режимы температуры, перемешивания и кормления необходимо строго соблюдать.

Как это работает? Сырой осадок с первичных отстойников полностью подается на установки, где происходит реакция брожения, а затем распад органических соединений. В результате получается биогаз — метан. Он и используется для производства тепловой и электрической энергии.

Опыт шымкентского водоканала по реконструкции и строительству канализационных очистных сооружений оказался настолько успешным, что его собираются применить и в других городах страны.

Создан прототип сверхмощной электробатареи для самолета

Длительные поездки без подзарядки — мечта многих владельцев автокаров становится ближе к реальности. Ученые создали прототип аккумулятора, мощности которого — пока по расчетам — может хватить на 1500 км хода. Только представьте, доехать от Москвы до Петербурга — без подзарядки, это же фантастика! Такой супербатареи хватит даже для региональных авиаперелетов на электротяге.


Самую высокую плотность энергии для питания электробатареи получили специалисты из Аргоннской национальной лаборатории Минэнергетики США. Это новое поколение аккумуляторов — литий-воздушная батарея. В отличие от используемой сейчас литий-ионной новинка работает на твердотельном электролите. Она оказалась более безопасной, чем предшественник, где электролит жидкий, а значит, существуют угрозы утечек и возгорания.

Главное — ученые добились наивысшей на сегодня плотности энергии для элементов питания такого типа. Новый твердотельный электролит сделан из керамического полимера, который состоит из наночастиц. В результате химической реакции вырабатывается оксид лития. При этом на одну молекулу кислорода приходится один-два атома электрона, а в случае оксида лития — четыре. Чем больше электронов — тем больше плотность энергии. Таким образом, этот показатель у новой батареи в 4 раза выше, чем у литий-ионной. Что это дает потребителям? Тот самый запас хода аккумулятора — он станет в разы больше.

Ученые строят гелиоконцентратор  для дешевого электричества

5 центов за киловатт — примерно столько будет стоить электричество, которое планируется запасать в гелиоконцентраторе нового типа.

Пока весь ученый мир бьется над созданием сверхмощных батарей, которые сделают зеленую энергетику независимой от погоды, энтузиасты работают над кое-чем поинтереснее. В США строится демонстрационный образец гелиоконцентратора для хранения солнечных лучей, в котором «запасающим» веществом выступают керамика и сверхперегретый углекислый газ.

В этом и есть изюминка проекта. Создатели решили пойти кардинально другим путем и выбрали твердое вещество для запаса энергии, а не жидкое, как используется сейчас.

Инновацию собирают в Сандийской национальной лаборатории Министерства энергетики США. Установка состоит из отражателей, башни с рабочим веществом и генератором мощностью 1 МВт. Ее ввод в эксплуатацию намечен на осень 2024 года. Запас тепловой энергии в установке, как ожидается, позволит хранить до 1 ГВт/ч электричества.