От А до G: как найти энергоэффективный транспорт в России?

Классы энергоэффективности домов и бытовой техники давно вошли в нашу жизнь — еще бы, ведь от букв A, B, C, D, E, F, G напрямую зависит, сколько мы будем платить за электричество. Но как быть с транспортом? Оказывается, ему тоже не чужда такая маркировка. В новой статье от корреспондента «Моей энергии» вы узнаете, как «опознать» энергоэффективный транспорт в России.

ГОСТ энергоэффективности автотранспорта в России довольно молодой: он начал действовать с весны 2020 года. К сопроводительной документации на автомобиль, помимо паспорта транспортного средства, сервисной книжки и руководства по эксплуатации добавились так называемые этикетки энергоэффективности. Они выдаются в соответствии с ГОСТ Р 58554-2019 «Автомобильные транспортные средства. Показатели энергоэффективности и экологии. Способы информирования потребителей».

Экологичную метку ставят на выпускаемые машины автозаводы. Пока это не обязанность, авто маркируются производителями на добровольных началах. Под «зеленую» маркировку попадают машины c двигателем внутреннего сгорания, гибридным силовым приводом, а также электромобили.

При покупке автовладельцам выдаются сопровождающие документы по энергоэффективности авто, которые продаются в России. Но не на все — на условную галочку напротив класса энеогоэффективности могут рассчитывать легковые авто, в которых не более восьми пассажирских сидений, и грузовые авто массой до 3,5 тонн. Кроме того, ГОСТ не действует в отношении транспортных средств, если годовой объем производства у одного изготовителя не превышает 2000 единиц.

В документе указано, сколько топлива расходует тот или иной автомобиль в кубометрах или литрах на 100 км дороги: учитываются бензин, дизель и природный газ. Кроме того, на этикетке пишут, сколько машина выделяет углекислого газа в граммах на один километр пути. Те, кто покупает гибрид или электрокар, получают на руки документ, в котором также будет указано, сколько электричества «ест» такое авто в Вт/час на 1 км пути и какой имеет запас хода на одной зарядке.

Сейчас в России действуют 7 основных классов энергоэффективности для авто, принятых Росстандартом, плюс подклассы. Самый высокий класс – А++, его присваивают машинам с нулевыми выбросами углекислого газа. В «грязные» авто – как и в случае с электроприборами, это класс G – записывают машины с выбросами углекислого газа в объеме 221 г/км. Разница, как мы видим, колоссальная.

Как правило, под А-класс попадают миниатюрные хэтчбеки. Например, популярные малолитражки вроде Mini Cooper или Chevrolet Spark. Такие авто предназначены для поездок по городу и отвечают требованиям высокой энергоэффективности. Большие автомобили с мощным двигателем на бензине или дизеле, как нетрудно догадаться, выбрасывают в атмосферу в разы больше углекислого газа. Так что при покупке авто не лишним будет заглянуть в класс энергоэффективности и задуматься о том, сколько вреда принесет машина для экологии.