Самые крупные аварии на ГЭС, произошедшие в 20 веке

В фильмах-катастрофах мы иногда можем увидеть сцены разрушения огромных плотин ГЭС. Все это сопровождается зрелищными кадрами жуткого потопа и его последствий. Режиссеры действительно любят этот прием, огромные дамбы всегда привлекали создателей кинофильмов своей монументальностью и красотой. Стоит отметить, что современные технологии строительства и эксплуатации, а также развитие техники помогают практически свести к нулю чрезвычайные ситуации в этой области энергетики. Но история помнит случаи страшных аварий на ГЭС и их последствия. В новом материале «Моей энергии» читайте о самых крупных авариях, произошедших на гидроэлектростанциях в предыдущем столетии.

Плотина Сент-Френсис

Первой крупной аварией на ГЭС можно назвать катастрофу в Калифорнии (США) в 1928 году. 12 марта там рухнула плотина Сент-Френсис (St. Francis Dam) высотой 59 метров. Вода понеслась по каньону стеной, достигавшей в высоту до 40 метров, и снесла электростанцию, находившуюся в 25 километрах ниже по течению.  В результате погибло около 600 человек. Дамба рухнула из-за совокупности причин: была допущена инженерная халатность при строительстве, за плотиной не осуществлялся должный контроль правительственных организаций, но главное — под плотиной был обнаружен большой природный разлом почвы.

Днепропетровская ГЭС

18 августа 1941 года на территории современной Украины была взорвана Днепропетровская ГЭС. Эта операция была предпринята советским руководством в связи опасностью захвата станции немецкими войсками. От взрыва на теле плотины образовалась большая трещина, и пошел активный сброс воды. В результате возникла обширная зона затопления в нижнем течении Днепра. Гигантская волна смыла несколько вражеских переправ и затопила много фашистских подразделений. Но вырвавшаяся на свободу стихия не разделяла людей на «своих» и «чужих». Почти тридцатиметровая волна залила всю нижнюю часть Запорожья. Десятки судов утонули в том ужасном потопе, а количество погибших и материальный ущерб были катастрофические.

Плотина Мальпассе

2 декабря 1959 года на реке Рейран рухнула бетонная арочная плотина Мальпассе (Barrage de Malpasset). Она было огромной для своего времени, только ее длина по гребню составляла 222 метра. Находилась плотина в 7 километрах от города Фрежюс на юге Франции. Трагедия также произошла по ряду причин: не в полном объеме было выполнено геологическое исследование, при строительстве использовался некачественный бетон, неподалеку от плотины военные производили учения со взрывами, а из-за сильнейших дождей переполнилось водохранилище. Город Фрежюс подвергся практически полному затоплению. В результате наводнения (по официальным данным) погибло 423 человека, а общий размер ущерба в денежном эквиваленте составил около 68 миллионов долларов.

Плотина Вайонт

Спустя всего 4 года после страшной аварии во Франции, в 1963 году, в Италии произошла катастрофа на одной из самых высоких плотин мира – Вайонт. Дамба располагалась в Альпах и в высоту достигала 262 метров, она относилась к одноимённой электростанции, вырабатывающей электричество для большей части северной Италии. Трагедия произошла из-за того, что в результате обильных дождей часть скалы сошла в водохранилище. Поднявшаяся волна высотой 200 метров перехлестнула через гребень плотины. Вода смыла лишь метр верхнего слоя дамбы, но и этого было достаточно, чтобы в долине реки Пьяве было уничтожено наводнением 5 деревень, погибло, по разным подсчетам, от 1900 до 2500 человек. Сама плотина устояла, но водохранилище с тех пор больше не наполняется.

Киселевская ГЭС

В июне 1993 года произошел прорыв плотины Киселевского водохранилища длиной 2 километра и высотой 17 метров на реке Какве в нескольких километрах от города Серова в Свердловской области России. Искусственный водоём относился к малой Киселевской ГЭС. Прорыв дамбы, случился во время наполнения хранилища водой. От наводнения пострадало 6,5 тысячи человек, погибли 12 человек. В зону затопления попало 1772 дома, из них 1250 стали непригодными для жилья. Были разрушены железнодорожный и 5 автомобильных мостов, а также размыто 500 метров главного железнодорожного пути.