Люди как мотыльки. Неон и лазер в искусстве
Неоновые вывески были одним из самых популярных и интересных видов наружной рекламы в течение пятидесяти лет с момента их изобретения Жоржем Клодом. Однако после Второй мировой войны их стали заменять пластиковые щиты. Так, к 1960 году, неон перешел в область искусства. В этой же отрасли вскоре стал популярен и лазер. О том, как это происходило, читайте в нашем новом материале.
Лазер без преувеличения можно назвать одним из самых важных изобретений 20 века, а особую популярность он получил именно за визуальную выразительность. Уже в 1968 году лазеры были использованы для постановки оперы «Фауст» в Стокгольме. В этом же году лазерные эффекты стали применять и театры Франции, а в США физик Ллойд Кросс создал и запатентовал систему лазерной визуализации звука. Первая большая выставка лазерного «искусства» также прошла в США спустя год, в 1969. Еще через год в Японии прошла всемирная выставка лазерного дизайна. Лазеры стали активно внедряться в концертные шоу, оформление интерьеров, инсталляции художников и киносъемки.
Но если лазер чаще всего использовался в дизайне или развлекательных целях, то неон сразу после того, как популярность подобной рекламы стала сходить на нет, зарекомендовал себя как отдельный вид искусства. В 1960-ых открытие художественных возможностей неона произвело настоящую революцию в мире искусства. Европейские художники во второй половине 20 века стали создавать с помощью светящихся трубок самые разные произведения: от абстрактных геометрических проектов Франсуа Морелле до концептуальных игр со словами Джозефа Кошута, чья работа «Пять слов из оранжевого неона» стала одним из первых арт-объектов в данном направлении. С неоном затем работали Дэн Флавин и Брюс Науман, но особенно активно трубки с газом стали использоваться в произведениях художников 1990-ых: это были уже не просто тексты и фразы - объекты стали принимать очертания человеческих тел и других вещей, стали появляться скульптуры из неоновых ламп. Популярность подобные произведения искусства не теряют по сей день. А отвечая на вопрос о секрете успеха арт-объектов, созданных с помощью неона или лазера, директор британский Grundy Art Gallery Ричард Пэрри как-то сказал: «Возможно, в глубине души мы все немного мотыльки: нас неудержимо тянет к свету».