Свет «французского Эдисона»: история неоновых вывесок

Пока в США Эдисон и Тесла устраивали «разборки», которые вошли в историю как «война токов», во Франции появился свой Томас Эдисон. По крайней мере, именно так — «французский Эдисон» — называли ученого Жоржа Клода. Клод прославился тем, что подарил миру неоновые вывески и сделал свет важной частью рекламного рынка. О том, как это происходило, вы узнаете в нашем новом тексте.

Инертные газы ученые из Шотландии Уильям Рамзай и Моррис Уильям Траверс открыли еще в конце 19 века. А в 1904 году получили за это Нобелевскую премию. Жорж Клод создал неоновые лампы лишь спустя десятилетие и долго не мог понять, как их использовать. Но в 1910 году ученый продемонстрировал свою первую неоновую вывеску на выставке в Париже. Изобретение вызвало неподдельный интерес публики, и уже в 1912 Клод создал коммерческую инсталляцию — вывеску для парикмахерской на Монмартре. Еще через год на крыше одного из парижских заведений засиял неоновый логотип компании Cinzano. А уже в 1915 году ученый создал собственную компанию и начал продавать франшизы. Световые вывески стали заполнять улицы и интерьеры различных заведений в Европе и США. К концу 1920-ых годов доходы компании Клода достигли почти 10 миллионов долларов. В 1931 году первая неоновая вывеска появилась даже в СССР — это было слово из трех букв: «Сад». Ее установили в одном из парков Москвы.

Популярность неоновой рекламы продолжала расти, а вместе с ней увеличивалась и прибыль компании Клода. Световое оформление у него заказывали Парижская опера, бренд сигарет Lucky Strike и, конечно, бесчисленные казино Лас-Вегаса. Процветание бизнеса ученого сошло на нет из-за Второй мировой войны, сам Жорж Клод был противником существующего во Франции режима, поэтому стал коллаборационистом. За это его посадили в тюрьму в 1945 году и исключили из Французской академии наук. Спустя 5 лет ученого все же освободили в знак уважения к его научным заслугам, но неоном он больше не занимался. Да и популярность такого рода вывесок тогда снизилась, их сменили пластиковые щиты, подсвеченные люминесцентными лампами. Но все же дело Клода продолжало существовать независимо от самого «французского Эдисона», который прожил до 90 лет. А спустя много лет, как мы знаем, неоновые вывески обрели «второе дыхание» и стали важной частью современных интерьеров, концептуального искусства и видеопроизводства.