Федор Пироцкий

Федор Аполлонович Пироцкий (1 марта 1845 — 12 марта 1898) — русский инженер и изобретатель электрического трамвая, штабс-капитан.

Немного о жизни

Федор Пироцкий родился в семье помещика, городового казака, штабс-лекаря Лохвицкого уезда Полтавской губернии Аполлона Пироцкого. .

Юношей переехал в Петербург и получил образование в Константиновском кадетском корпусе и Михайловском артиллерийском училище. Затем его направили на службу в Киев и зачислили в Печерскую крепостную артиллерию местного гарнизона в звании подпоручика. Именно тогда наш герой познакомился с электротехником Павлом Николаевичем Яблочковым. Встреча во многом определила дальнейшую судьбу Пироцкого.  

На службе в Главном артиллерийском управлении Федор всерьез заинтересовался темой электричества. Дело в том, что на Главном артиллерийском полигоне велись работы по применению электротока в военном деле, и Пироцкого крайне увлекли эти опыты. С его участием на полигоне была проведена серия успешных испытаний по передаче энергии двигателю, расположенному сначала в 32 метрах от генератора, потом в 50, а затем и в 215 метрах.

Наука помнит

Лето 1876 года стало важной вехой на пути Пироцкого к изобретению трамвая. Именно тогда на заброшенной ветке железной дороги возле Сестрорецка ему удалось запустить двигатель, который был в километре от источника питания. Инженер сделал вывод — электроэнергия, которая передается на расстоянии, способна привести в движение колеса экипажа, перемещающегося по рельсам. Пироцкий подал «заявку на привилегию» (аналог нынешнего патента) и описал свои выводы в статье. 

Спустя четыре года изобретение Федора Пироцкого продемонстрировали публике на первой электротехнической выставке в Соляном городке (в районе нынешней ул. Пестеля). Его исследования заинтересовали братьев Сименс. Прошел год, и совладельцы фирмы использовали идею русского изобретателя, сделав небольшую линию, связавшую Берлин и его пригород Лихтерфельд.

22 августа (по новому стилю — 3 сентября) 1880 года газеты сообщали: «...в Санкт-Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, г. Пироцким первый раз в России двинут вагон электрической силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона». Для этого опыта был использован вагон, переделанный из вагона конки с империалом. Вагон двигался со скоростью 36 км/ч, а внутри находилось 40 пассажиров.

Знаете ли вы?

  • Авторство изобретения трамвая считается дискуссионным вопросом. Некоторые приписывают его Вернеру фон Сименсу. Из-за того, что в России не стремились отказываться от конно-железной дороги, идеи Пироцкого по переходу на электрический трамвай не сразу прижились. Тем временем Сименс занимался в Германии совей разработкой трамвая и представил ее на Берлинской выставке уже в 1879 году.
  • Вернер Сименс неоднократно приглашал Федора Пироцкого на работу в свою компанию, однако тот оставался в России.
  • Выдающийся изобретатель электрического трамвая закончил свою жизнь в нищете — не было средств даже на похороны. Они были организованы на деньги с распродажи имущества Пироцкого.