Генрих Графтио

Генрих Осипович Графтио (26 декабря 1869 (по некоторым сведениям — 16 января 1870) — 30 апреля 1949) — русский инженер-энергетик, специалист по электрификации железных дорог, строитель первых гидроэлектростанций в СССР. 

Немного о жизни

Генрих родился в семье железнодорожника, потомка дворянского рода из Нидерландов. В отличие от многих ученых Графтио повезло с образованием — он обучался в университете по специальности, которая и стала делом его жизни, так что метаний между кардинально разными сферами он никогда не знал. В 1892 году Генрих окончил физико-математический факультет Новороссийского университета и переехал в Санкт-Петербург, где получил второе образование в институте Корпуса инженеров путей сообщения. По окончании обучения Графтио отправился за границу изучать гидроэлектрические станции и электрические железные дороги. На протяжении пяти лет, проведенных в Европе и США, он знакомился с образцами парогенераторов, турбин, электродвигателей, электрических железных дорог и черпал новые идеи.

Завершив образование, он перешел к активной исследовательской и изобретательской деятельности. Параллельно с 1907 года инженер преподавал в Петербургском электротехническом институте, а с 1921 года стал профессором этого института.

Наука помнит

Вернувшись после зарубежной стажировки в Россию, Графтио стал заниматься ускоренным развитием отечественной гидроэнергетики и электрификацией железных дорог. Он успешно сочетал исследовательскую деятельность с практической работой.

Под началом инженера было организовано движение электрического трамвая в Петербурге по нескольким маршрутам, построена центральная электростанция с тремя паровыми турбинами, пять электроподстанций, три вагонных парка, проложено более 100 километров линий электрических контактных проводов и оборудовано более 100 моторных трамвайных вагонов.

Графтио возглавил возведение Волховской ГЭС в Ленинградской области. Там установили 8 турбоагрегатов суммарной мощностью 64 тысяч кВт. Половина из них была изготовлена ленинградским заводом «Электросила» — именно это считается стартом развития отечественного гидроэнергомашиностроения.

Этот опыт пригодился Графтио при строительстве Нижне-Свирской ГЭС. Именно там первый раз в истории мирового гидростроительства реализовали опыт возведения плотины с большим напором на слабых грунтах. В основу строительства положили принцип распластанного основания.

Также инженер возглавлял Электрожелдор — управление в составе Наркомпути. Под его руководством ведомство занималось разработкой плана по электрификации железнодорожных магистралей страны. Во время Великой Отечественной войны Графтио внес большой вклад по вводу в строй энергетического оборудования. 

Знаете ли вы?

  • Все запуски электростанций инженер посвящал своей супруге.
  • Именем Графтио названы улицы в разных городах России, Казахстана и Латвии.
  • Графтио возглавил строительство Волховской ГЭС, которая  в годы Великой Отечественной войны обеспечивала энергоснабжение блокадного Ленинграда.
  • Инженер был арестован 11 марта 1921 года Петроградской ЧК по делу «Свирьстроя» вместе со всем руководством Волховстроя. Вскоре, правда, после личного вмешательства Ленина и Кржижановского его освободили как «крупного специалиста» постановлением о «непричастности к делу».