Иван Александров

Иван Гаврилович Александров (1 сентября 1875 – 2 мая 1936) — выдающийся инженер и ученый, основоположник комплексного проектирования крупных гидроэлектростанций в СССР.

Немного о жизни

Будущий инженер родился в Москве в семье фельдшера и медицинской сестры. Иван достаточно рано начал зарабатывать на жизнь. Делал он это всеми возможными способами — и частными уроками, и слесарным ремеслом.

В реальном училище Александрова интересовали в основном математика и география. Окончив курс, Иван поступил в 1894 году в Московское техническое училище. Он уделял внимание не только теории, его интересовало и практическое мастерство. Молодой человек приобрел множество полезных навыков, работая токарем, слесарем и машинистом во время стажировки на бумагопрядильной фабрике.

Со временем интересы Александрова менялись, его полностью захватило мостостроение — настолько, что будучи студентом третьего курса он решается поменять учебное заведение и продолжить занятия в Московском инженерном училище. Вспоследствие оно получило новое имя — Московский институт инженеров ведомства путей сообщения.

Время практики в период обучения сыграло важную роль в дальнейшем самоопределении Ивана Гавриловича. Он был задействован в строительстве Оренбургско-Ташкентской дороги и именно тогда впервые познакомился с вопросами орошения и водоснабжения. Вскоре после прохождения практики он получил диплом инженера-строителя.

Наука помнит

Иван Гаврилович был руководителем массовых общественных работ в Шацке Тамбовской губернии. Благодаря ему стало возможно возведение целого ряда объектов, среди которых аквавиадук, виадук и акведук через железную дорогу, опоры больших мостов, плотины и многое другое.

Знаковым этапом в биографии Александрова стала работа в Петрограде. Будучи старшим инженером в технической конторе Г. Б. Красина, наш герой занимался составлением проектов стропил и мостов для линии Симбирск — Уфа, железобетонных труб для Средне-Амурской железной дороги и шлюзовых ворот для Западной Двины. Также ему довелось заняться проектированием Финляндского моста через Неву.

В 1912 году Александров получил приглашение на работу в Отдел земельных улучшений Министерства земледелия. Он воспринял предложение с энтузиазмом. Это была прекрасная возможность заняться интересующей его сферой — гидроэнергетикой. Александрова командировали в Среднюю Азию, на объекты на реке Сыр-Дарья. Он предлагал идеи, как объединить ирригационные задачи и возможность получения дешевой электрической энергии с помощью установок, сооружаемых на крупных ирригационных каналах и плотинах водохранилищ. Это был настоящий прорыв.

С 1920 года Иван Гаврилович начал, пожалуй, главное в своей жизни дело — строительство ГЭС на Днепре. Благодаря этому сооружению он получил мировую известность. При разработке проекта строительства ГЭС на Днепре Александров выступил с незаурядной идеей. Она заключалась в том, чтобы вместо нескольких станций малой мощности на днепровских порогах возвести одну крупную плотину с ГЭС сверхбольшой (на тот момент) мощности в 560 МВт. 

Также выдающийся инженер участвовал в решении вопросов промышленного и транспортного развития Приднепровья, сделал свой вклад при составлении плана ГОЭЛРО. Днепрогэс стал важнейшей составной частью ленинско-сталинского плана электрификации.

Кроме того, начиная с 1921 года Александров был членом президиума Госплана. Наш герой занимался проработкой основ генерального плана электрификации СССР. Опыт проектирования Днепрогэс стал особенно полезным с точки зрения научного осмысления водохозяйственных проблем. Благодаря Ивану Гавриловичу появился проектный институт по крупным водохозяйственным проблемам (Гипровод).

Инженер занимался и научной работой, успевал писать и редактировать многочисленные труды и материалы. Они публиковались и в зарубежных журналах. Также Александров стал одним из создателей и теоретиков советской районной школы экономической географии. В 1932 году он был избран в действительные члены Академии наук СССР, а также представлял СССР в Международной комиссии по большим плотинам.

Знаете ли вы?

  • Работа над проектом Днепрогэса длилась шесть лет. Принятый в итоге проект был девятым по счету.
  • Александров руководил формированием кадров по гидравлике, гидротехнике и гидроэнергетике в целом ряде учебных заведений. Он успел поработать в Ташкентском университете, межевом институте (сейчас он называется Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии), Московском институте народного хозяйства имени Плеханова, Московской сельскохозяйственной академии имени Тимирязева.
  • За заслуги в области государственного планирования Александрова наградили орденом Трудового Красного Знамени.